Маэстро итальянской тренерской школы – звание солидное и обязывающие. Особенно, когда коллеги по цеху подтверждают это не только в интервью, но и на соответствующем голосовании. Однако странна, не правда ли, сама роль тренера в истории. Это фигура, если не мимолётная, то скоропортящаяся. Конечно, не с точки зрения идейных замыслов и тактических фантазий. С ними порядок. Всё дело в результате – именно он зачастую определяет и карьеру тренера, и его успех. Единственный и неповторимый маэстро Апеннин – Марчелло Липпи – был, по сути, успешен лишь в «Ювентусе» и в сборной. Сейчас это в прошлом, благо и возраст уже такой же солидный, как и звание. Но время ушло, а оно осталось. Выходит, маэстро в Италии один, и другого никогда не будет. Справедливо. Ведь речь всё-таки идёт о Липпи.
Сегодня правый нижний угол вашего монитора показывает 11-ое апреля. Мало кто помнит, что ровно 64 года назад в небольшом портовом городе Виареджо в семье убеждённого коммуниста родился будущий триумфатор мирового первенства. Пока же его отец даже не думал отдавать Марчелло в футбол и надеялся на то, что левые идеи итальянских реформаторов возбудят в нём не только сознательные убеждения, но и образ жизни. Хотя Марчелло и проникся постулатами коммунистов, защищать их интересы он решил довольно нестандартным образом. Через футбольное поле, на которое он впервые стал выходить в 21 год. В дебютном сезоне свою новенькую футболку «Сампдории» он одеть не успел. Зато уже через год после поездки в «Савону» Липпи вернулся в Геную более уверенным в себе игроком и на более солидный срок. Следующие 10 лет он неизменно выходил в основе «Сампдории», где играл на популярной тогда позиции либеро. Что забавно, Марчелло всё-таки радовал своего коммуниста-отца. Против команд-олигархов таких, как «Милан», «Интер», «Ювентус», Липпи выходил с особым настроем, ведь «Сампдории» в те годы подходила более радикальная ассоциация – «рабоче-крестьянская».
Так или иначе, карьера Липпи как игрока – дело занимательное, но слишком уж уступающее его основному футбольному труду на тренерском мостике. Это направление Марчелло помог выбрать тогда наставник «Сампдории» Эриберто Эррера. Липпи эта идея очень понравилась, и после одной из своих травм в 34 года он в несколько месяцев совершил превращение в начинающего тренера. Первым делом, Липпи отправился на тренерские курсы – там он впервые встретился с Невио Скала, не менее известным в будущем тренером. «Марчелло был гордостью нашего курса. Он все схватывал на лету, очень творчески относился к заданиям и порой превосходил наших преподавателей. Уже тогда было видно, что Липпи далеко пойдет». Пророчества Скалы не сразу стали действительностью.
Первым клубом, который принял молодой тренер Липпи, стал молодежный состав «Сампдории». В то время Марчелло ещё лишь набирался опыта, поэтому его появления в «Понтедере», «Сиене» и «Каррарезе» особенным успехом не увенчались. Последний клуб «Каррарезе» Липпи вывел в Серию А, после чего его уже заметили в «Чезене». Новый сезон он уже начинал там: «Я мог ожидать вызов со стороны хорошего клуба Серии В, но, конечно, не одного из клубов Серии А».
С «Чезеной» Марчелло Липпи с первого раза сумел добиться прописки в элите на следующий сезон. Именно эта задача ставилась руководством. Фанаты «бьянконери» полюбили Липпи и прозвали его «Пол Ньюман». Источник этого прозвища - известный американский актёр, идентичность которого с Марчелло была поражающей. Так или иначе, но уже через год «Пол Ньюман» перестало звучать с трибун в Чезене. Липпи допустил вылет команды в Серию В, за что поплатился собственным креслом.
Транзитом через «Луккезе» и «Аталанту» будущий маэстро попал в «Наполи». То был ещё 1993-ий год, в Неаполе ещё не забыли о победах Марадоны, напомнить о которых решился как раз Липпи. С ним во главе «Наполи» добился 6-ой строчки в Серии А, за что был премирован участием в розыгрыше Кубка УЕФА.
Однако и здесь Липпи задержаться не удалось. На звонок из Турина в те времена молились очень многие, но дождаться его было суждено не каждому. Марчелло его дождался в 94-ом, но тогда идти на службу к автомобильному магнату Аньелли социалист по убеждениям Липпи было не просто. Однако футбол восторжествовал над политическими взглядами, да и Марчелло сам говорил: «Действительно, в 90-х годах в моих услугах были заинтересованы «Реал» и «Барселона». Но я не захотел рассматривать их предложения. Дело в том, что тогда я возглавлял туринский «Ювентус», а в те времена это был максимум». Но прежде, чем уехать в Турин Липпи просто не мог не заехать к отцу: «Подписав контракт с «Ювентусом», я отправился на могилу отца и попросил у него прощения».
Так или иначе, Липпи оказался в Турине, и «Ювентус», и без того популярный и трофейный клуб, стал пополнять свою коллекцию регалий с ещё больше скоростью. Практически сразу с эпохой Липпи в Турине началось эпоха Лучано Моджи. Приход этих людей в «Юве» сильно изменил селекционный подход клуба: Ранавелли, Виалли, и даже Баджо пришлось покинуть «Делле Альпи». Липпи уже тогда начинал терять общие взгляды с некоторыми игроками. Ту же легенду Баджо Марчелло стал вытеснять будущим символом «бьянконери» Дель Пьеро. Тогда об Аллесандро только начинали говорить и писать, поэтому разрыв отношений с Роберто казался сущей бессмыслицей. Однако мудрый Липпи знал, на что идёт. Руководство ему доверяло и вскоре стало чаще приглашать команду в богатейшие рестораны Турина, где всем скопом взяли за традицию отмечать победу «Юве».
Тем временем, Липпи придумывает свою знаменитую 4-2-3-1. Эта схема до сих пор пользуется популярностью, и не только в Италии. В те же времена «Юве» такого формата громил всех и вся. Три Скудетто, Кубок Италии, два Суперкубка, Лигу Чемпионов, Суперкубок УЕФА и даже Межконтинентальный трофей. При этом, стоит сказать, что именно при Липпи «Юве» трижды выходил в финал самого престижного европейского турнира, хотя и привёс в Турин лишь один кубок.
Но Липпи, как оказалось, всегда чувствовал тот момент, когда нужно было уходить. Переигрывать Марчелло никогда не собирался, поэтому весной 1999-го он отметил: «Я почувствовал, что у меня кончились идеи, накопилась усталость, и работа перестала доставлять мне былое удовольствие. Надо было уходить, что я и сделал».
Вышло, что уходить нужно было только из «Юве». Ведь уже летом того же года Липпи оказался востребованным в «Интере». Но тут Липпи ждал Баджо, конфликт с Пануччи и отставка спустя полтора года. Массимо Моратти особенно за Марчелло не держался, поэтому легко отпустил его обратно в Турин. «Ювентус» без Липпи жил не очень-то успешно, зато с его возвращением в Турин вернулось Скудетто. Причём дважды. Помимо этого, Липпи вывел «бьянконери» ещё и в финал ЛЧ. Там национальное дерби с «Миланом» завершилось серией пенальти в пользу «россонери».
В 2004-ом году Марчелло Липпи вновь почувствовал усталость в Турине и передал «Юве» Фабио Капелло. Дон Фабио знал, что делать, а Липпи отправился уже на новый маршрут, который ему предложили в сборной Италии. Свой первый матч «Скуадра Адзурра» Липпи проиграла сборной Исландии 0-2. Однако вскоре итальянцы уже забыли, что такое поражения – они ждали Чемпионат Мира 2006. Перед ним в Италии случился Кальчополи, и против сборной выступила целая плеяда печатных и телевизионных СМИ. Бойкот мирового первенства предлагали всем от Буффона до Каннаваро. Но, в итоге, никто на акцию прессы не среагировал нужным образом, и Липпи спокойно мог рассчитывать на тех, кого в сборную позвал. Конечно, личные конфликты с Кассано и Пануччи лишили их места в сборной. В сборной, которая привезла на Апеннины золото. Впервые спустя 24 года.
Счастливый Каннаваро с Кубком Мира в руках попал на первые полосы практически всех мировых таблоидов, а Липпи сначала получил специальный приз премии «Золотая скамья», вручаемый лучшему тренеру клубов серии А по версии коллег, а потом – стал командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». Но все эти призы Марчелло получал уже в декабре, когда со сборной было уже покончено. Он вновь ушёл в тот момент, когда добился всего. Но он ушёл сознательно. Перегибать планку – не в принципах Липпи.
Спустя год после этой виктории он скажет: «Эта победа не потеряла своей ценности, по крайней мере для меня. Понимаю, что, возможно, другие дадут иную оценку произошедшему. Однако после чемпионата мира я не смог вернуться к повседневной жизни и каждодневной суматохе. Наоборот, я живу воспоминаниями того чудесного вечера в Берлине, ежедневно вспоминая события финала. Я просматриваю видеозаписи, прокручиваю в памяти какие-то моменты. После чемпионата мира остался опыт, чувство радости и неповторимые эмоции. Всё это я храню внутри себя».
И, тем не менее, спустя два года Липпи вновь вернулся в сборную. Тогда Марчелло удалось побить рекорд Витторио Поццо, тренера сборной 30-х годов. Липпи у руля национальной команды прошёл без поражений дистанцию в 31 матч. Однако продлить эту статистику маэстро не сумел. На мировом первенстве сборная Италии потерпела настоящее фиаско. Впервые в истории «Скуадра Адзурра» не смогла выиграть ни один матч на Мундиале, а 2 ничьих и поражение в матче со «Словакией» выбили итальянцев из группы. Липпи, конечно, лишился своего места, но и тут он поступил очень мужественно.
«Я беру ответственность за этот провал на себя. Никаких оправданий быть не может. Если на таком турнире, как чемпионат мира, команда выступает с ужасом в глазах и голове, значит, тренер недостаточно хорошо её подготовил. Мне очень жаль наших болельщиков. Я надеялся, что эта команда выступит гораздо лучше, но, видимо, у меня не получилось правильно её подготовить. Мне жаль, что я заканчиваю свою работу вот так. Я ожидал чего угодно, только не такого. Желаю удачи победителям и хочу поблагодарить всех за четыре года работы».
Сейчас Липпи празднует свой день Рождения, но в свои 64 года он – ещё очень востребованный и легендарный специалист. Он ещё обязательно вернётся на тренерский мостик. И вновь уйдёт тогда, когда почувствует. У него, знаете ли, великолепное чутьё. И очень правильное. Как у истинного маэстро.
Игорь Новиков специально для проекта "Серия-А.ру".