«Болонья» начинает сезон очень мощно благодаря стальной обороне и бомбардирам Скьявио и Регуццони, которых снабжают передачами великолепные Федулло и Сансоне. Четыре победы подряд, лидерство в таблице и отрыв от преследователей. «Ювентус» держится в фарватере, завершая первый круг в трех очках позади «Болоньи» — зимнего чемпиона. Идущие третьими «Рома» и «Амброзиана» уже на семь очков отстают от лидера!
«Ювентус» отгрызает очки и в 26-м туре, 17 апреля 1932 года, обыграв «Триестину», догоняет и обходит «Болонью», которая уступает в Милане «Амброзиане». Эпический день наступает первого мая: в Турине «Болонья», которая преследует на расстоянии одного очка, кажется, может выиграть очную встречу, выходит вперед 2:1, но в последние полчаса дубль Веккины отрывает соперников (которые потом будут сетовать на арбитра Ленти из Генуи), выводя бьянконери на три очка вперед.
Пропасть расширяется в конце месяца, когда «Юве» побеждает в Модене. Три дня спустя, 29 мая, «Болонья» играет вничью в Алессандрии, а «Юве» «укладывает на лопатки» «Брешию» и завоевывает титул за два тура до конца. В подвале таблицы к «Модене» в падении в Серию B присоединяется «Брешия», проигрывающая плей-офф «Бари».
Победители: стальная полузащита
«Ювентус», созданный Эдоардо Аньелли и бароном Маццонисом, уже был силен. Но останавливаться было нельзя, соперники усиливались, и в первую очередь «Болонья», которая в Уругвае выудила идеального «близнеца» инсайда Федулло — утонченного и изобретательного Сансоне. Так чемпионский состав пополнился тремя фигурами, еще больше улучшившими мозаику.
Мощный Монти, уже финалист Олимпиады и чемпионата мира с Аргентиной, решил проблему опорника лучше некуда на долгие годы (несмотря на уже не юный возраст). А в полузащите, чтобы наглухо запереть и без того авторитетную оборону, появился стойкий Бертолини — продукт плодовитой александрийской школы. Выросший как элегантный, но хрупкий хавбек, он решил свои физические проблемы, когда «Алессандрия», обнаружив их причину в финансовых трудностях, ограничивавших его диету крепкими кофе с молоком, взяла его на полный пансион, обеспечив регулярное питание. Так родился грозный защитник с характерной повязкой на лбу, которой он, казалось, притягивал мячи — настолько легко и властно ему давалась игра головой.
Маццонис позаботился и о третьем приобретении — аргентинце Малио как альтернативе Чезарини, который, впрочем, ушел после семнадцати матчей, хотя игра от этого не пострадала, ведь великий Чезарини был готов компенсировать подвиги на поле некоторыми чрезмерными вольностями во внеспортивном поведении. Так тот «Ювентус» оказался почти совершенен, иначе и быть не могло, чтобы сломить «Болонью», настолько сильную, что потом она выиграла Кубок Митропы — предтечу Кубка чемпионов.
Комби в воротах, Розетта и Калигарис (но чаще его сменщик Ферреро после тяжелой травмы в Риме против джаллоросси, стоившей операции на мениске), несущие дозор перед ним, несокрушимый Варльен I и Бертолини, охраняющие фланги; Луис Монти — первый источник игры, Чезарини и Феррари (который благодаря Бертолини чувствовал себя надежнее прикрытым сзади и мог лучше работать на службе атаки) — двигатели. Впереди Веккина, Мунерати и неудержимый Орси творили голы при временной помощи Малио, при необходимости игравшего инсайда или центрфорварда.
Сюрприз: двустворчатый опорник
Луис Монти, низкорослый и коренастый хавбек с мощным ударом и страшным подкатом, был великим аргентинского футбола. Родившись 25 мая 1901 года в Буэнос-Айресе у итальянских родителей, он пробился в аргентинском футболе, заявив о себе в «Сан-Лоренсо де Альмагро», а затем и в сборной. Из латераля он превратился в опорника, где буйный нрав изливался в разрушительных функциях, а способность к трезвому расчету на службе длинного паса позволяла широко раскрывать игру. На Олимпиаде 1928 года в Амстердаме и ЧМ-1930 ему довелось потерпеть поражение в финале от уругвайских «кузенов». Неспокойствие и грузность телосложения (его прозвали «Двустворчатым шкафом») фактически заставили завершить карьеру, когда в 30 лет его позвала «Юве».
Монти сошел с парохода в Генуе, и руководители бьянконери вздрогнули: он походил на клерка, любящего хорошо поесть. Скорее широкий, чем длинный («почти тучный», — вспомнит Поццо), он сыграл пару жалких матчей, а потом попросил оставить его вне игры. Тогда он подверг себя серии изнурительных одиночных тренировок, пока не сжег 13 кг и не вернулся на поле сухим и резвым. Силач от природы, возможно, лучший опорник эпохи «Метода» — жесткий в единоборствах, точный в передачах, сильный в воздухе. Четыре скудетто подряд и титул чемпиона мира 1934 года в составе «скуадры адзурры» украсили длиннейшую карьеру: покинув «Юве» в 1939-м, он играл во Франции, Швейцарии, Испании, Германии, Австрии и Югославии. Чтобы вернуться на родину в 1947-м. Он умер 9 сентября 1983 года.
Разочарование: Бразилацио
«Лацио» решает сделать все масштабно и импортирует группу бразильцев: Дель Деббио, Тедеско, Риццетти, Гуариси, Кастелли, Де Марию и Серафини. Их захотел бразильский тренер Амилкар Барбуй — гарантия, что это не «бидоны». Руководители настолько уверены, что наполнили состав «большими», что с легким сердцем отпускают молодого Фони, будущего чемпиона мира. «Бразилацио», как окрестили команду, оказывается дырявой как решето. Катастрофический старт помещает ее в зону вылета. В итоге она избегает сенсационного падения в Серию B на волоске. Парни, приехавшие из Бразилии, действительно свершили нечто грандиозное: провал.
Казус: гол в бегах
Барон Маццонис был уверен, что сорвал очередной куш в Аргентине. Предвидя, что рано или поздно придется обойтись без той буйной головы Чезарини, он подписал Хуана Хосе Малио — весьма котировавшегося на родине центрфорварда, особенно за службу в сборной, куда он попал после отличных сезонов в «Сан-Лоренсо» и «Чакарите». Контракт с «Юве» стал для него первым профессиональным, но прожитым без энтузиазма. Молчаливый и меланхоличный, терзаемый тоской по далекой родине, он держался особняком, одевался в черное, будто в вечном трауре. На поле он знал толк, сыграл 17 матчей, забив 6 голов, а потом в один день внезапно исчез. Партнер Джованни Феррари рассказывал: «После нескольких ярких выступлений он ушел, сказав, что ему не нравится так утомительно тренироваться, как хотел наш тренер Каркано. Возможно, он был просто избалованным мальчишкой».
Сансоне, гигант игры
Рафаэле Сансоне привез в Италию его… соперник. Педро Петроне, уругвайский бомбардир «Фиорентины», поставил условием подписание Сансоне — соотечественника, способного подавать ему мяч как надо.
Сансоне, родившийся в Монтевидео в 1910 году, хорошо жил на родине: отец Панталеоне работал на бирже, сын играл в «Пеньяроле», подрабатывая грузчиком на стройке. Предложение «Фиорентины» (25 тысяч лир за 2 года плюс 2500 в месяц — впятеро больше клерка) было неотразимо.
Но при посадке на пароход консул отвел его в сторону: «Никакой Флоренции, Болонья: те же деньги, никаких проблем». Тренер «россоблу» Фелснер обменял Питто и Бусини III на Сансоне. В Болонье того встретил соотечественник Федулло. На первой тренировке Сансоне опьяняющими финтами «поломал» защитника Мартелли. А в воскресенье публика мгновенно в него влюбилась.
Сансоне, изысканный плеймейкер, с Федулло составил легендарный дуэт на службе у Скьявио — сразу ставшего лучшим бомбардиром. За 11 сезонов в «Болонье» (с коротким визитом домой) Сансоне выиграл 4 скудетто и 2 Кубка Митропы, сыграв 289 матчей и забив 41 гол. Умер в 1994 году.
Лучший бомбардир
Педро «Перучо» Петроне, олимпийский чемпион и чемпион мира с Уругваем, центрфорвард «Насьоналя», перешел в «Фиорентину» в 1931 году. Поначалу у него возникли проблемы с бутсами, но визит к другу Сансоне в Болонью решил их, создав новые для вратарей соперников.
Быстрый и мощный Петроне, мастер разящих ударов, забивал пачками, а «фиалки» взлетели. На родине его прозвали «артиллеристом» за прорывы в штрафную. 25 голов в 27 матчах — и он кумир Флоренции. Но конфликт с тренером испортил следующий сезон и карьеру в Италии.
Анджело «Анджолино» Скьявио, родившийся в 1905 году в зажиточной семье, увлекся футболом и голами. Центрфорвард по призванию, он играл бесплатно, вынуждая президента Даль’Ару одаривать его роскошными подарками.
Его разнообразный и точный удар не давал ориентиров. Чемпион мира-1934, Скьявио провел в «Болонье» 342 матча, забив 245 голов, и выиграл 4 скудетто и 2 Кубка Митропы.