Экс-ассистент бывшего главного тренера национальной команды России Фабио Капелло Кристиан Пануччи поделился своим мнением о полузащитниках Алексее Миранчуке и Александре Головине.
Реклама
Команды, которые мы не забудем
#10266010.07.2013 09:43:51
На наших футболках не было имен. Был лишь орел на груди и «Лацио» на спине.
«Che bella vendetta!» – произнося эти слова, половина Рима поднимала бокалы за здоровье тренера «Лечче» Эудженио Фашетти, которому для того, чтобы исполнить давнюю мечту и возглавить «Лацио», пришлось выиграть у «Ромы». И не просто выиграть, а вырвать чемпионство из лап «волков», которые уже вовсю готовились к празднованию третьего скудетто. После матча Corriere написала о карлике, остановившем многочисленных римских звезд: Бруно Конти, Джузеппе Джаннини, Роберто Пруццо и остальных, имея в виду не столько статус самого «Лечче», сколько невысокий рост автора двух голов – аргентинца Хуана Барбаса. В тот день Salentini, уже вылетевшим из Серии А, ничего было не нужно, но футболисты, среди которых был 16-летний Антонио Конте, буквально прыгнули выше головы, чтобы порадовать тренера.
Грозная «Рома» Свена-Йорана Эрикссона, всего месяц назад не оставившая камня на камне от главного конкурента – «Ювентуса», считалась безусловным фаворитом и наверняка легко бы одержала победу, если бы один фанатик не повел свою команду на этот матч, как в последний бой. На фоне трагедии, разыгравшейся на трибунах, на скамейке гостей ликовал маленький Нене Фашетти, напоминавший в тот момент Наполеона времен Директории. В далекие шестидесятые он сыграл за «Лацио» дюжину матчей, а сегодня вот таким вот оригинальным способом напомнил о себе тифози «бьянкочелести». Последние пребывали в ужасном настроении, так как их клуб влачил жалкое существование, а в воздухе уже несколько лет витала неповторимая мелодия песни Антонелло Вендитти «Roma, Roma, Roma», ставшая гимном «джаллоросси». Но 20 апреля 1986 года стал днем болельщиков «Лацио», у Вендитти наступил выходной, а в тратториях вино лилось рекой во славу тренера из тосканского городка Виареджо.
La Gazzetta dello Sport от 21 апреля 1986 года: «Самоубийство «Ромы»
Едва избежавший банкротства «Лацио» чудом удержался в Серии B, поделив 12 место с «Катанией» и остановившись лишь в четырех очках от пропасти. Тренер Луиджи Симони ушел в отставку, а на освободившееся место пригласили ставшего популярным у тифози Эудженио Фашетти. Летом 1986 года римский клуб провел неплохую трансферную кампанию с прицелом на возвращение в Серию А. В команду пришли несколько сильных футболистов: полузащитник Габриэле Пин из «Ювентуса» (нынешний помощник Чезаре Пранделли в Скуадре Адзурре), вратарь Джулиано Терранео из «Милана», молодой нападающий Паоло Манделли из «Интера», защитник Раймондо Марино из «Наполи» и опорный полузащитник Антонио Элиа Ачербис из «Пескары». Костяк же составляли опытные игроки: Доменико Казо, Джулиано Фьорини, Фабио Поли и ставший капитаном Габриэле Подавини. Среди молодых особенно выделялись Джанкарло Камолезе и Анжело Адамо Грегуччи.
Расстановка «Лацио» времен Эудженио Фашетти
К началу сезона команда была хорошо укомплектована. Уверенности добавляла и мощная поддержка болельщиков – средняя посещаемость матчей клуба в Серии B доходила до 40 000. Никто не мог даже предположить, что «Лацио» пострадает от очередного ставочного скандала – Calcioscommesse-1986. Первый случился в 1980 году, и тогда римскому клубу тоже серьезно досталось. Процесс, как это обычно бывает в Италии, шел медленно, и едва ли не каждый день в него оказывались втянутыми все новые фигуранты. Все началось с ареста Армандо Карбоне – соратника Итало Аллоди, генерального директора «Наполи». Карбоне быстро раскололся и рассказал о подпольном тотализаторе, в котором были замешаны многие менеджеры, тренеры, футболисты и президенты клубов трех дивизионов. Несколько человек, в их числе были президенты «Перуджи» и «Виченцы, стали активно сотрудничать со следствием в надежде на меньшее наказание. С каждым днем дело набирало обороты. Наконец добрались и до «Лацио». И хотя ни один человек из руководства «бьянкочелести» не оказался в списках обвиняемых, под подозрение попал полузащитник Клаудио Винаццани, который поддерживал связь с друзьями по бывшему клубу – «Наполи», прежде всего, с Армандо Карбоне. Удивительно, но сам «Наполи», триумфально завоевавший в сезоне 1986/87 первый скудетто в истории, вообще не пострадал в результате этого скандала.
Между тем Винаццани не отрицал ни сам факт дружбы с Карбоне, ни свое увлечение ставками, но заверял, что никогда ничего не предлагал товарищам по «Лацио». Однако Фемида была непреклонна, и «Лацио» отправился в Серию С. Тысячи болельщиков, ночами дежурившие у здания суда, были в шоке. Это был конец всем надеждам на долгожданное возвращение в элиту. Передовица Corriere на следующее утро гласила: «Lazio dramma: retrocessa» (Драма «Лацио»: понижение).
В тот момент, когда решалась его судьба, «Лацио» находился на сборах в Губбио – небольшом городе региона Умбрия. Едва пришло известие из Рима о высылке в Серию С, как некоторые футболисты отправились паковать чемоданы. Увидев это, Нене немедленно собрал команду в холле гостиницы и, сверля глазами каждого, с тосканским акцентом медленно произнес: «Я остаюсь. Я буду бороться вне зависимости от решения суда. Все, кто решит остаться со мной, должны будут сражаться до конца! Остальные могут идти в свой номер, собирать вещи и уматывать!» Остались все. 5 августа 1986 года родился новый «Лацио».
Буквально через два дня тысячи тифози приехали в Губбио поддержать футболистов. Они также устроили митинги протеста в Риме, и итальянское правосудие дрогнуло! В пятницу, 29 августа 1986 года, Corriere вышла с заголовком: «La Lazio continua a vivere» («Лацио» продолжает жить). Новое решение было более мягким: «Лацио» остается в Серии B, но лишается девяти очков. Тот же приговор был вынесен в отношение «Удинезе», но только в Серии А. Казалось бы, можно перевести дух, но все это было лишь отсрочкой казни, ведь тогда за победу давали всего два очка, а реалии итальянского футбола были таковы, что большинство команд Серии B исповедовали сугубо оборонительный футбол. Отыграть в таких условиях 9 очков было просто невозможно.
Тренер из Виареджо – Эудженио (Нене) Фашетти
Начало чемпионата выдалось очень тяжелым. Сентябрь прошел вообще без побед. Только к ноябрю команда Фашетти очнулась и начала набирать очки, медленно отыгрывая штраф. С каждым туром крепла надежда на спасение, а после мартовского успеха в игре с «Кампобассо» благодаря единственному голу Марино даже заговорили о выходе в Серию А – отрыв от третьего места составлял уже восемь очков. Но силы были на исходе. Поражения от «Триестины» и особенно домашнее от «Ареццо» отбросили римлян назад.
Накануне последнего 38 тура положение было и вовсе отчаянным. Нижняя часть турнирной таблицы выглядела следующим образом:
Три последние команды отправлялись прямиком в Серию С. Некоторые шансы на спасение появлялись только в случае участия «Лацио» в стыковых матчах – spareggio. А для этого «бьянкочелести» должны были побеждать «Виченцу» в 38 туре. Всю неделю до той игры – с 14 по 21 июня – Рим стоял на ушах.
Матч «Lazio» – «Lanerossi Vicenza» болельщики не забудут никогда, а билеты на него с печатью «Cassa di Risparmio di Roma» бережно хранятся, как и подобает семейной реликвии. «Я видел гол Фьорини!» – вот уже 25 лет эти слова являются паролем, кодом принадлежности к закрытому элитарному клубу. Два совершенно незнакомых человека, имеющие разный социальный статус и увлечения, быстро найдут общий язык, стоит лишь выяснить, где они были 21 июня 1987 года. Это поймут лишь избранные – те, кто был тогда на стадионе.
Легендарный гол Джулиано Фьорини до сих пор снится тифози
За восемь минут до конца матча Джулиано Фьорини забил самый важный гол в истории «Лацио». Ликующий от восторга «Олимпико» никогда таким не был раньше и уже не будет – ни во время чемпионства Томмазо Маэстрелли, ни позднее – во время второго скудетто. Невозможно описать радость людей, у которых столько раз отнимали надежду! Они сражались за свой клуб, ночевали у здания суда, протестовали против несправедливого решения, целый сезон их сердца бились в унисон с командой. И вот, за несколько минут до конца драмы, когда на пути встала эта чертова «Виченца», в ногах «бьянкочелести» появилась предательская слабость. Неужели все было зря?! Неужели те слова Нене на сборах в Губбио, вся многомесячная борьба, все жертвы были напрасны? А нет! Джулиано Фьорини снял проклятие!
После игры тифози разорвут на нем всю одежду, а он будет стоять и рыдать от счастья, как ребенок. Весь стадион будет плакать. Даже «романисты» не сдержат слез, отдавая должное доблести извечного врага. И пусть «Лацио» предстояли еще spareggio (благополучно выигранные со второй попытки у «Кампобассо» благодаря голу Фабио Поли), отчего-то все 85 000 пьяных от восторга зрителей были в тот миг уверены, что все закончится хорошо.
Когда в 2005 году Джулиано Фьорини умрет от страшной и загадочной болезни, Паоло Ди Канио во время матча против «Мессины» почтит его память, поцеловав ретро-футболку с девятым номером и подняв ее прямо над баннером, приготовленным болельщиками: «Теперь ты в раю среди героев. Прощай, Джулиано».
В следующем сезоне Эудженио Фашетти вернет «Лацио» в Серию А и, рассорившись со всеми, покинет Рим. Через несколько лет в клуб придет новый президент – Серджо Краньотти, и начнется самый успешный период в истории «бьянкочелести». Под руководством… Свена-Йорана Эрикссона (какая ирония судьбы!) «Лацио» завоюет Кубок Кубков и выиграет скудетто. Но тифози все время будут вспоминать команду времен Фашетти. Оказывается, что победы и кубки – это еще далеко не все в футболе. Есть вещи и поважнее! Серджо Краньотти так и не сможет с этим смириться и забудет пригласить постаревшего Эудженио Фашетти на праздник, посвященный столетию «Лацио».
Краньотти и ему подобные могут хоть с ног до головы обвешаться кубками, медалями и прочими регалиями, но они никогда не поймут, почему тифози любили именно «Лацио» Фашетти. Уникальное чувство единения, возникшее между болельщиками и футболистами, вознесло их на невиданную доселе высоту. Много лет спустя Нене скажет: «Без тифози, которые всегда были готовы следовать за нами куда угодно в любое время, мы бы никогда не справились!»
Память о той команде жива и по сей день. Любовь к ней не угаснет никогда. Верон, Неста, Вьери и остальные – великие футболисты, переписавшие историю «Лацио», но их слава меркнет, едва речь заходит о той легендарной команде наших отцов. О «банде минус девять».