Экс-ассистент бывшего главного тренера национальной команды России Фабио Капелло Кристиан Пануччи поделился своим мнением о полузащитниках Алексее Миранчуке и Александре Головине.
Полузащитник клуба «Ювентус» Ханс Николусси Кавилья рассказал о своих впечатления после финала Кубка Италии 2024 года.
Реклама
Верона 1984-85
#12946416.05.2014 08:13:38
Время вспомнить волшебную «Верону» Освальдо Баньоли, которой однажды удалось обойти грандов кальчо и стать чемпионом.
«Верона» и скудетто. Кто бы рискнул предположить подобное в начале сезона? Рядом с роскошными «Ювентусом» Бонека и Платини, «Интером» Альтобелли и Румменигге, «Ромой» Серезо и Пруццо провинциальная «Верона» выглядела скромной селянкой, случайно оказавшейся на балу. А ведь были еще «Наполи» с только что купленным у «Барселоны» Диего Марадоной и «Милан», который вновь возглавил Нильс Лидхольм, а также «Торино», где звезд было несколько меньше, зато на скамейке «гранатовых» сидел сам Луиджи Радиче. «Верону» же тогда тренировал Освальдо Баньоли – другой коренной «россонеро», заставший в «Милане» времена Буффона и Мальдини.
В 1981 году Баньоли вывел «Чезену» в серию А, но сразу же по окончании сезона президент Челестино Гвидотти переманил его в стан «джаллоблу». На тот момент у Освальдо была репутация скромного интеллектуала, не любившего много болтать. Вечно простуженный, он не расставался с головным убором, который по совету врача надевал при малейшем похолодании. Из-за него остряки сравнивали Баньоли с Джоном Ленноном, намекая еще и на симпатии тренера к левым идеям. Говорят, что во многом поэтому через два года Сильвио Берлускони предпочел нанять аполитичного Арриго Сакки.
С новым тренером «джаллоблу» вернулись в высший дивизион, где неожиданно заняли четвертое место, потом было шестое. Также два года подряд они выходили в финал Кубка Италии. К сезону 1984/85 «Верона» чем-то напоминала нынешнюю «Фиорентину» Винченцо Монтеллы – такая же симпатичная, однако не способная завоевывать титулы. В команде не было ни одной суперзвезды, и ее костяк составляли футболисты, которые так и не смогли найти себя в топ-клубах: вратарь Клаудио Гарелла, форвард Джузеппе Гальдеризи, либеро Роберто Тричелла, крайний нападающий Пьетро Фанна и атакующий полузащитник Антонио Ди Дженнаро.
Для того чтобы бороться за более высокие места, нужно было усиливаться. Финансовые возможности и щедрость владельца клуба Фернандо Кьямпана позволили спортивному директору Эмилиано Маскетти приобрести немца Ханса-Петера Бригеля и датчанина Пребена Элькьера-Ларсена. Последнего увели прямо из-под носа «Милана» и «Реала», устроивших настоящую охоту за лидером датской сборной после только что закончившегося чемпионата Европы. Впоследствии Элькьер рассказывал, что до этого он никогда не был в Вероне и вообще плохо представлял куда едет, выбор же сделал, руководствуясь исключительно интуицией. Вошедший во вкус Маскетти хотел было еще выкупить у «Баварии» Лотара Маттеуса, но это был бы уже перебор, поэтому тот появился в Италии только через несколько лет.
Элькьер быстро освоился на новом месте, хотя в начале без казусов не обошлось. Однажды в контрольном матче против какой-то деревенской команды партнеры напрочь игнорировали приехавшую звезду. Едва дождавшись перерыва, разъяренный футболист подбежал к тренеру и заявил: «Мистер, за весь тайм я ни разу не дотронулся до мяча. Какого хрена? Если дело так пойдет и дальше, я сваливаю из Италии! Тут я вообще не получаю мяч». Баньоли заверил, что все будет хорошо. Во втором тайме Элькьер забил три гола, и его настроение изменилось: «Мистер, все отлично! Теперь я остаюсь».
Оба новичка из Северной Европы держались вместе. После первой же тренировки Элькьер спросил Бригеля, что тот думает о партнерах по команде. Ответ немца его озадачил:
– Они все такие маленькие, малюсенькие, прямо крошечные!
И для большей наглядности он продемонстрировал половину собственного мизинца.
– Как думаешь, мы выиграем с ними что-нибудь?
Бригель замотал головой и замахал огромными ручищами.
– Что ты! Никогда мы здесь ничего не выиграем. Они же все такие крошечные…
Могла ли в ту минуту эта парочка представить, что их команда гномов потерпит лишь два поражения в сезоне!?
«Верону» Баньоли незаслуженно обвиняют в использовании катеначчо, хотя тренер и не прибегал к методам Эрреры. Разумеется, он следовал традициям итальянской школы, но добавлял к ним и что-то от себя. «Джаллоблу» практиковали модную в то время зонно-персональную защиту, причем по статистике прибегали к офсайдной ловушке чаще всех в лиге. Баньоли не был сторонником какого-то одного модуля и всегда учитывал характеристики отдельных футболистов. В частности, он использовал кадровых защитников – Бригеля и Саккетти – в полузащите. Во многом за счет их способности отбирать мяч «Верона» успешно прессинговала в центре поля против команд, имеющих в составе классических «десяток» – «Ювентуса», «Наполи», «Удинезе», «Фиорентины» и пр.
Для лучшего понимания тактики «Вероны» следует представить сборную Италии на ЧМ-1982. Если совместить расстановки команд Беардзота и Баньоли, то увидим, что совпадает практически все – вплоть до малейших деталей, асимметрии и использования выездной модели в отдельных матчах. Подвижный невысокий нападающий Джузеппе Гальдеризи (Паоло Росси), атакующий из глубины неистовый второй форвард Пребен Элькьер (Чиччо Грациани), неутомимо снующий по правому флангу ala-хулиган Пьетро Фанна (Бруно Конти), подключающийся по левой бровке терцино-бабник Лучано Марангон (Антонио Кабрини), цепкий стоппер-усач Сильвано Фонтолан (Клаудио Джентиле), либеро-джентльмен с длинным пасом Роберто Тричелла (Гаэтано Ширеа). На той позиции, где в с Скуадре Адзурре действовал Джанкарло Антоньони, в «Вероне» располагался атлетичный Ханс-Петер Бригель, зато на месте Леле Ориали играл интеллигентный диспетчер Антонио Ди Дженнаро.
В первом матче сезона 1984/85 «Вероне» предстояло сыграть дома с «Наполи». Хозяева опасались Диего Марадону, даже несколько робели при упоминании этого имени, и тогда Баньоли поручил Бригелю опекать его. «Нет проблем, Мистер», – ответил немец и не только полностью выключил аргентинца из игры, но и открыл счет ударом головой. «После той победы мы осознали собственные силы», – рассказывал потом Пребен Элькьер.
Уже после третьего тура «Верона» возглавила турнирную таблицу. Середняков и аутсайдеров «джаллоблу» побеждали относительно легко, Гальдеризи и Бригель часто забивали, Элькьер вел за собой партнеров, а в тяжелых ситуациях выручал Гарелла. В тот год вратарь умудрялся отбивать мячи всеми частями тела, иногда даже задницей, за что Джанни Аньелли назвал его лучшим вратарем мира по игре без рук.
Чудесные сейвы Гареллы в матчах с «Интером», «Ромой» и «Ювентусом» позволили команде оторваться от конкурентов. Особенно трудным вышел поединок с «бьянконери», в концовке которого Элькьер забил знаменитый гол, пробежав несколько метров без бутсы. Отношения с «Ювентусом» и до того были не особо радужными, а тут и вовсе испортились. Туринцы отчаянно апеллировали к судье, требуя отмены гола Пребена, а позже руководство клуба доказывало свою правоту уже в кабинетах FIGC.
Жесткое противостояние с Платини и К° продолжилось через год, когда команды встретились в 1/8 Кубка чемпионов. «Джаллоблу» уступили, на стадионе случилась стычка между тифози, и когда полиция ввалилась в раздевалку, Баньоли не удержался: «Господа, вы ошиблись. Воры – в соседней раздевалке». Когда же в четвертьфинале «Барселона» выбила «Ювентус», футболисты «Вероны» хорошенько отпраздновали это событие.
Единственное поражение в первом круге «джаллоблу» потерпели на ужасном поле в Авеллино, больше пригодном для игры в водное поло. Другим же клубам их остановить так и не удалось, даже когда Элькьер и его друзья допускали невиданные для серии А тех лет вольности. Например, позволили отыграться «Удинезе» после счета 0:3. Потом, правда, немец и датчанин забили еще по голу, и соперник был повержен. Вот такой вот катеначчо! Газеты в отчаянии писали: «Эта «Верона» – как ураган. Теперь надежда только на «Интер». Но матч на «Сан-Сиро» завершился вничью.
Несмотря на долгое лидерство, слово «скудетто» было у Баньоли под запретом. Впервые он задумался о титуле лишь после ничьей в Турине во втором круге. Тогда «Верона» пропустила уже ближе к концу матча, но через две минуты Антонио Ди Дженнаро вдруг ухнул метров с тридцати в девятку. Отчаянный прыжок Стефано Таккони был бесполезен. Утром La Gazzetta dello Sport вышла с заголовком «Ничья с ароматом скудетто», но гонка продолжалась еще полтора месяца и завершилась 12 мая гостевым матчем с «Аталантой».
Почти каждый веронец помнит тот день, когда «джаллоблу» стали чемпионами. Лил дождь, но никто не обращал на него внимания. Собравшиеся на Piazza Brà люди размахивали национальными флагами с изображением щита, на котором красовалась гордая «единичка». Одуревшие от счастья болельщики забрались на самый верх Арены, чтобы оттуда первыми увидеть триумфаторов. От Бергамо до Вероны – всего час езды по автостраде A4, но с каким бы удовольствием хмельные от выпитого и оглохшие от клаксонов футболисты растянули бы это путешествие до утра!
Одни бесконечно жалуются на слабость состава, судей, коварство соперников и на то, что гранды все купили. Другие же переписывают историю, доказывая, что все зависит лишь от них. Секрет успеха той команды – в отношениях, которые сложились между тренером, футболистами и болельщиками. Освальдо Баньоли поддерживал игроков в трудные моменты их карьеры, и в этом ему безмерно благодарны Пьетро Фанна и Антонио Ди Дженнаро. Он прощал любые шалости Сильвано Марангону и был ему вторым отцом. Элькьеру же он дозволял вообще все, в том числе и курение в раздевалке в перерывах между таймами. «Это его успокаивало», – объяснял тренер.
Сам же лидер «джаллоблу» влюбился в Верону. Один из сильнейших футболистов Европы, неоднократный номинант на «Золотой мяч» наотрез отказался предать ставшую родной команду и перейти в какой-либо другой итальянский клуб. Он говорил: «Когда ты узнаешь поближе тех, кто страдает и радуется вместе с тобой по воскресеньям, ты начинаешь их ценить и по-настоящему любить. Даже сейчас, когда я приезжаю в Верону, меня встречают на улице и говорят: «Привет, Элькьер». И я счастлив. Потому что я знаю, что меня не забыли. У меня тут много друзей. В Вероне родился мой сын, который считает себя наполовину итальянцем».
Когда в марте этого года датчанин неожиданно появился на «Бентегоди», ультрас, многим из которых еще нет и двадцати, признали легенду, и Curva Sud хором затянула популярную в прошлом кричалку: «Элькьера в мэры! Элькьера в мэры!» Довольный Пребен заулыбался и весело подмигнул стоявшему рядом журналисту: «Команда Мандорлини? Она проводит хороший сезон, но уже потерпела четыре поражения кряду. Я же никогда не проигрывал четыре игры подряд».