Экс-ассистент бывшего главного тренера национальной команды России Фабио Капелло Кристиан Пануччи поделился своим мнением о полузащитниках Алексее Миранчуке и Александре Головине.
Полузащитник клуба «Ювентус» Ханс Николусси Кавилья рассказал о своих впечатления после финала Кубка Италии 2024 года.
Реклама
Кто виноват в банкротстве Пармы?
#14870111.04.2015 21:22:03
С самого начала эта история с продажей «Пармы» выглядела подозрительно. За последние тридцать лет многие итальянские клубы сменили владельцев, и каждый раз все происходило примерно по одному сценарию. На начальном этапе газеты подогревают интерес читателей, ситуация вокруг сделки обрастает слухами, множатся сплетни. Порой дело даже доходит до обсуждения того, кто с кем ужинал, сколько они выпили, какой был счет, etc. Но как только под соглашением поставлены подписи, новые хозяева созывают пресс-конференцию и игры в шпионов прекращаются.
Достаточно вспомнить осень 2014 и другой клуб из Эмилии, когда до конца не было понятно, кому из двух претендентов удастся заполучить контрольный пакет акций «россоблу». Известный музыкант Джанни Моранди, бывший посредником между сторонами, и шагу не мог ступить без того, чтобы информация о его перемещениях не просочилась в Corriere di Bologna. Однако стоило утрясти все формальности, как перед публикой предстал американский адвокат Джо Такопина. Он подробно ответил на все вопросы, а также заявил: «Я хочу умереть президентом «Болоньи»». Буквально через полчаса весь город, вплоть до завсегдатаев бара где-нибудь на via Andrea Costa, знал не только имена новых владельцев, но и марку часов президента, и даже длину его яхты.
В Парме тоже не обошлось без адвоката. Однако с первого же дня Фабио Джордано вел себя странно, а его действия не внушали доверия. Он дважды менял время пресс-конференции, на которую в итоге умудрился опоздать. Наотрез отказался назвать покупателя, сославшись на обязательство о неразглашении, хотя на официальном сайте клуба было указано, что он раскроет все карты. Вместо этого Джордано объявил, что в ближайшие месяцы сам намерен исполнять обязанности президента, а за кипрским офшором, который, представьте себе, не входит в черный список, стоят известные всему миру люди. В зале раздался смех.
Этот парень, одетый в скромный костюм, не выдерживал никакого сравнения с Такопиной. Как «Фиат» против «Ламборгини». Мало того, что в футбольном мире его никто не знал, а Джо до приобретения «Болоньи» входил в совет директоров «Ромы», так он еще сильно нервничал, постоянно моргал, запинался и косился на сидевшего рядом спортивного директора Пьетро Леонарди, который ерзал на стуле. Наконец кто-то из журналистов не выдержал и бросил: «Ну вы и клоуны!» Слова оказались пророческими.
Что же ты натворил, Томмазо Гирарди?! Наверняка этим вопросом бывший владелец «Пармы» задается и сейчас. Но в те декабрьские дни даже самые отъявленные пессимисты не могли представить себе кошмар, в который погрузятся «джаллоблу». После недавнего решения о банкротстве Гирарди получил несколько угроз в свой адрес и был вынужден нанять охрану. Законопослушные же тифози едут к нему – в городок Карпенедоло – и устраивают там акции протеста, которые не обходятся без плакатов с изображением Tommy Pig. Именно так теперь называют того, кто еще недавно считался спасителем «Пармы». Да он и сам не рад произошедшему: «Если бы я знал, чем все закончится, то никогда в жизни не связался бы с этим Тачи».
Албанский бизнесмен Резарт Тачи вышел на руководство «Пармы» еще в октябре, но информация в прессе появилась только через месяц. Он уже предлагал в 2009 году 700 миллионов евро за «Милан», а позднее присматривался к «Сампдории» и «Болонье». Но Провидение берегло итальянские клубы. Гирарди же оказался легкой добычей – после скандального исключения «крестоносцев» из еврокубков он расстроился и решил уйти из футбола. По его словам, он больше не хотел вкладывать в «Парму» ни цента. Близкие к клубу люди убеждены, что Томмазо воспользовался ситуацией. Бывший менеджер «джаллоблу» Алессандро Мелли в интервью Corriere dello Sport поведал, что Гирарди периодически занимал у него крупные суммы для выплаты премий футболистам. Для обслуживания же долгов приходилось привлекать все больше заемных средств. Вот почему Гирарди торопился расстаться с игрушкой, которая стала слишком дорогой.
Он вел переговоры с несколькими покупателями, причем среди претендентов фигурировал консорциум, участниками которого были местные предприниматели. Рискну предположить, если бы Гирарди сделал выбор в их пользу, ситуация не вышла бы из-под контроля. Но президент предпочел внезапно возникнувшего на горизонте албанца. Первоначальный договор предусматривал не только компенсацию в 10 миллионов евро, но и обязательное погашение задолженности по зарплате перед футболистами и сотрудниками клуба. Довольный Гирарди даже заявил команде: «Вы еще скажете мне спасибо, что я продал клуб Тачи».
Однако албанцы решили сыграть на понижение. Зачем платить больше, если этот толстяк хочет поскорее сбыть товар? Точные обстоятельства срыва сделки до сих пор неизвестны. Гирарди позднее уверял, что Тачи просто не приехал на подписания документов, сославшись на занятость. В тот же день стороны публично отреклись от самого факта каких-либо контактов друг с другом, а представители покупателя назвали все обычными спекуляциями. Вот тут бы Гирарди и задуматься: а не стоит ли поискать кого-то более надежного?
Но время работало против него – команда играла все хуже, цена на актив падала. Футболисты во главе с капитаном Алессандро Лукарелли требовали выплатить зарплату и в любой момент могли пожаловаться в профсоюз. А у его председателя – Дамиано Томмази – рука тяжелая. Тогда скандала и банкротства точно не избежать. Поэтому Гирарди набрал номер Тачи и предложил другие условия. Только на этот раз к переговорам подключились представители муниципалитета, и через месяц «Парма» была продана. Президентом стал бизнесмен Пьетро Дока – человек, близкий к Резарту Тачи. Но на своем посту он пробыл ровно три дня.
Через две недели я приехал в Парму. Город еще не полностью отошел от рождественской суеты, и жителям было, мягко говоря, не до футбола. Но буквально все – от владельца шляпного магазинчика до продавца книг – называли фамилию Тачи. Однако во время разговоров меня не покидало ощущение, что они упускают что-то важное: «Русский? Говорят, что за тем кипрским офшором стоят ваши соотечественники». И тут меня осенило. Ведь достаточно посмотреть на дату, когда Пьетро Дока сменил Томмазо Гирарди. Все встало на свои места:
Пьетро Дока стал президентом «Пармы» 16 декабря 2014 года. При этом имена владельцев держатся в секрете, но их клятвенно обещают назвать на пресс-конференции. В городе все знают, что за офшором стоит Резарт Тачи, но также говорят о его партнере – неком российском миллиардере.
19 декабря 2014 года адвокат Фабио Джордано под нелепым предлогом отказывается называть имена покупателей. Более того, Дока уходит в отставку, а президентом становится сам Джордано. Он сильно нервничает, к тому же складывается впечатление, что о своем назначении он узнал незадолго до пресс-конференции.
Для чего же была нужна эта секретность? Ответ может быть только один: Тачи с самого начала планировал быть лишь посредником. Купил подешевле, продал подороже. Именно для этого был нужен офшор. Но случилось нечто, заставившее албанца срочно убрать из руководства своего представителя и подсунуть вместо него временщика Джордано, который не имеет ни малейшего понятия о футбольном бизнесе.
А было бы так красиво! Парма и Болонья. Кастеллане vs тальятелле. Извечные соперники. Два города, в которых расположены старейшие европейские университеты. Одним клубом владеют русские, другим – американцы. Derby dell’Emilia переименовано в «Дерби холодной войны». Особую популярность приобретают футболки Раффаэле Палладино с номером 17. После матчей все траттории Пармы переполнены. Официанты в недоумении. «Уберите ваши трюфели, они странно пахнут. Принесите нам огурчиков. И побольше сметанки, молодой человек, побольше сметанки».
Но 16 декабря 2014 года на российском фондовом рынке случился «черный вторник». Индекс РТС рухнул больше чем на 10%, а за 1 евро в моменте давали 100 рублей. На бирже началась паника. Вряд ли можно было придумать худший момент, чтобы покупать иностранный клуб. Поэтому даже если интерес российских инвесторов к «Парме» и существовал, ситуация к этому не располагала. Все возвращается бумерангом – в ноябре Тачи кинул Гирарди, чтобы сбить цену. Теперь же прокатили самого Тачи.
Именно поэтому адвокат Джордано так старательно подбирал слова перед журналистами – он прекрасно понимал, что стал крайним. И дальнейшие события подтвердили правоту тезиса о том, что албанцы не собирались надолго задерживаться в Парме. В противном случае Резарт Тачи, внезапно потерявший интерес к футболу, не продал бы клуб всего за 1 евро следующему аферисту – Джампьетро Маненти, который впоследствии был арестован за финансовые махинации. Очередной (уже пятый с декабря) президент попытался получить новые кредиты, подделав чужие подписи.
Томмазо Гирарди посвятил «Парме» почти восемь лет, и с ним у «джаллоблу» был не самый худший период в истории. Но, оказавшись в сложной ситуации, он передал клуб людям, которым, попросту говоря, было наплевать и на «крестоносцев», и на город. Их деятельность иначе как вредительством и не назовешь. Трансфер Габриэля Палетты за 25% его стоимости, расставание с Кассано и Фелипе без отказа от выплаты им зарплаты, распродажа с молотка клубного имущества, отключение электричества и горячей воды. На воротах «Эннио Тардини» даже появилась табличка с надписью «Закрыто на ограбление». Все это не могло закончиться ничем, кроме как банкротством и внешними управляющими. И хотя сейчас Гирарди активно раздает интервью, утверждая, что ничего не знал, его оправдания больше походят на классическое «Я умываю руки». Теперь у полиции нет претензий к Томмазо, но нельзя обмануть самого себя. И болельщиков – 93% считают именно его виновником всего произошедшего.
Есть ли будущее у «Пармы»? Долгое время в Италии к этому клубу относились свысока. Дескать, они – выскочки, которым в середине 1980-х посчастливилось встретить богатого хозяина. Но достижения легендарных команд Невио Скалы и Альберто Малезани не забыты. Фаустино Асприлья, Джанфранко Дзола, Дино Баджо, Лоренцо Минотти и другие звезды готовы протянуть руку помощи бывшему клубу. Кто-то даст денег, у кого-то есть связи и опыт. Ведь за тридцать лет выросло целое поколение футболистов, которые многим обязаны «Парме». Эти вложения оказались надежнее всех векселей, которыми разбрасывались ее последние владельцы.
Бывший вице-президент FIGC Деметрио Альбертини активно помогает разобраться в том хаосе, который остался после албанцев. Под руководством Эрнана Креспо парни из примаверы на равных бьются со сверстниками. Команда Роберто Донадони выцарапывает ничью на «Сан-Сиро» и обыгрывает сытый «Удинезе». Возможно, впереди «Парму» ждет серия С. Но это не страшно – Napoli Soccer и Florentia Viola могут подтвердить. Там, где есть преданность, смерти нет.