Иногда лучше промолчать. «Наша оборона очень хорошо организована», – отметил Джованни Трапаттони, комментировавший матч на RAI. Через несколько секунд бельгийцы заработали угловой и при полном попустительстве защитников сравняли счет. В перерыве мэтр обнадежил: «Итальянцы демонстрируют отличное исполнительское мастерство». Во втором тайме, когда «адзурри» уже проигрывали, экс-тренер «Ювентуса» вдруг закричал: «Гол!» Однако Симон Миньоле парировал удар в упор. Да уж, это был не день «бьянконери» – как бывших, так и нынешних. Может быть, виной тому зловещее эхо «Эйзеля»?
«Мы столкнулись с одной из лучших сборных мира. Результат не должен повлиять на нашу работу». Мог ли еще что-то сказать после игры Антонио Конте? Ведь причина всех трех пропущенных голов – индивидуальные ошибки. Когда Бонуччи, этот «истинный реджиста Италии», на ровном месте отдает сопернику мяч, обрезая всю команду, нет никакого смысла рассуждать об эффективности тактических схем. А ведь в пяти метрах справа – свободный Дармиан. Чуть впереди – освободился от опекуна Маркизио. Слева – открылся Кандрева. Счет 1:1 – нет необходимости рисковать. Бонуччи и Кьеллини – настоящее проклятье «Скуадры Адзурры». Старательные посредственности. Как их не тасуй, на противоположном конце стола все равно выпадет фул-хаус. Отнюдь не случайно букмекерские конторы предлагают мизерные коэффициенты на то, что Буффон не останется сухим.
Единственный квалифицированный итальянский центральный защитник вышел лишь на 92-й минуте. Когда начнется чемпионат Европы, ему исполнится 35 лет. Хотя в сегодняшнем номере La Nazione наверняка вспомнят Давиде Астори, который так и не появился на поле. Под руководством Паулу Соузы он проводит великолепный сезон, однако, похоже, для Конте это не имеет никакого значения. Собственно говоря, в этом и состоит моя основная претензия к c.t. – при выборе стартового состава он не обращает внимания на форму игроков в чемпионате. Сборная Италии не клуб, а Коверчано не изолирован от остального мира, как бы этого ни хотелось Антонио.
В середине второго тайма Конте сделал замену, благодаря которой едва не выиграл матч. В газетах его обязательно похвалят за это решение – ушел выдохшийся Марко Пароло, вышел Роберто Сориано. Полузащитник «Сампдории» гораздо увереннее контролировал мяч и развил активность в своей зоне. После его передачи только невезение помешало Эдеру открыть счет. Не хватило трех сантиметров! Браво, Конте? Однако мистеру было бы достаточно посмотреть несколько матчей «Лацио», чтобы понять – Пароло часто выпадает из игры. А когда итальянцы заработали опасный штрафной, на поле не оказалось никого, кто умеет исполнять стандарты. Пришлось бить Флоренци, который предсказуемо промазал.
Я постоянно вижу Конте на разных стадионах. Не удивлюсь, если у него есть абонемент на Frecciarossa, иначе как в течение дня он успевает побывать на нескольких играх в противоположных концах страны. Поэтому причина не в отсутствии информации. Тут кое-что личное. Алессандро Альчато рассказывал, что в первые дни после назначения Антонио буквально бросался на каждого, кто использовал традиционную формулировку, принятую при обращении к рулевому «Скуадры Адзурры». Он орал: «Запомните! Я не commissario tecnico. Я – тренер национальной сборной!» Элементарное упрямство. Мне нет дела до того, что творится в этих ваших чемпионатах. Я сам научу футболистов всему. Будет играть Пароло. Будет играть Де Шильо! А если захочу – Раноккья. Я сказал.
Пятьсот лет назад Леонардо Да Винчи сделал по заказу герцога Лодовико Сфорца огромную гипсовую модель коня. Предполагалось, что в дальнейшем она будет отлита из бронзы, но ценный материал потребовался для военных нужд. Еще несколько лет назад, когда до «Сан-Сиро» приходилось добираться пешком от станции Lotto, по пути можно было полюбоваться современной копией творения Да Винчи, которая установлена у входа на ипподром. Судьба же оригинала была печальной – ее разрушили солдаты короля Людовика XII. Шедевр гения эпохи Возрождения не выдержал испытания варварами. Слишком хрупким оказался гипс.
Интерпретация модуля 4-4-2 с тщательно отработанными фазовыми переходами и подключениями крайних полузащитников – возможно, вершина творчества Антонио Конте. Испытываешь настоящее эстетическое удовольствие, наблюдая за Кандревой и Флоренци. Когда после длинного заброса из глубины Пелле скидывает мяч на Эдера, соперник теряется, поскольку не знает, с какого фланга его подстерегает опасность. Очень давно итальянцы не создавали столько голевых моментов, играя в гостях против одной из сильнейших команд мира. К развитию данной системы в свое время приложил руку Арриго Сакки, и у нее огромный, еще не до конца реализованный потенциал.
Однако все без толку, если у своих ворот творится хаос. Когда разводящий центральный защитник делает подарки форвардам противника. Когда четверо бельгийцев легко преодолевают сопротивление восьмерых итальянцев. Когда нет нормального выхода из-под прессинга, и Буффон вынужден исполнять роль либеро в собственной вратарской. Невысокое качество материала превращает самые грандиозные замыслы в груду обломков.
Оценки сборной Италии от Corriere dello Sport
Буффон – 5.5, Бонуччи – 5.0, Де Шильо – 6.0, Кьеллини – 5.0, Дармиан – 5.0, Кандрева – 7.0, Пароло – 6.0, Маркизио – 6.5, Флоренци – 6.0, Эдер – 6.5, Пелле – 6.0, Сориано – 6.0, Окака – б/о, Эль-Шаарави – б/о, Дзадза – б/о, Бардзальи – б/о, Конте – 5.5.