Однажды Вы сказали, что в детстве жили "очень бедно". Чему Вы научились за то время?
Я помню тот период своей жизни, у нас действительно было немного денег, но я вырос в чудесной семье, где все работали, не покладая рук. Это было тихое, спокойное время. Мой отец ни разу не крикнул на меня. Мы все жили вместе: отец, мама, сестра и дедушка с бабушкой. Тогда я и сформировался как личность. Мы были фермерами. Делали сыр пармезан. Я до сих пор помню рецепт. Каждое утро мы доили коров и делали сыр.
Каково было играть в Милане со столькими звездами в одной команде?
Я удачно выбрал время для перехода в Милан, не так ли? Это действительно была невероятная команда, наш тренер хорошо знал, чего хотел. Арриго Сакки тогда по-новому нас организовывал, добивался, чтобы мы самовыражались на поле – это помогало оставаться на вершине. У нас были отличные отношения с Паоло Мальдини и Франко Барези, но Сакки был ключевым персонажем.
Какая команда была лучше: Милан середины 80-х или Барселона 2015-го года?
(смеется) На этот вопрос очень сложно ответить: с тех пор футбол очень изменился. Честно говоря, мне кажется, что нынешняя Барселона играет ярче. Но делать подобные сравнения, конечно, тяжело – изменились даже правила игры, особенно правило офсайда. Сейчас намного проще забивать, уже не получается держать защитную линию так высоко. Сегодня игрок в офсайде, когда касается мяча или оказывается возле него; а когда я играл за Милан, все должны были находиться за линией.
Чему Вы научились, работая с Арриго Сакки в сборной Италии на чемпионате мира 1994 года? Вы пытались как-нибудь утешить Роберто Баджо после его промаха с пенальти в финале?
За три годаработы с Арриго я приобрел много опыта. Много узнал о методах тренировок, стратегии, понял, насколько важны мелкие детали. Я не разговаривал с Баджо после финального матча. Да и что можно было сказать? В нашей команде одиннадцатиметровые лучше всех пробивали он и Барези – оба не забили. Это лотерея, в которой психологическая составляющая важнее, чем техника.
Почему болельщики Ювентуса Вас не любили, когда Вы тренировали их команду? Вы хотели отомстить им в финале Лиги чемпионов 2003 года?
Моя проблема с болельщиками Ювентуса заключалась в том, что я играл за Рому и Милан. Им это не нравилось. В 80-х Милан и Ювентус постоянно были прямыми конкурентами за чемпионство. До этого (в 1983-м) Рома, где я выступал, обошла Юве в борьбе за титул – невероятный Ювентус с Платини, Бонеком, Джентиле, Ширеа и Дзоффом. Я бы не назвал это местью, но я испытывал странные чувства, играя против команды, из которой меня не так давно уволили. Это была моя первая победа в Лиге чемпионов в качестве тренера, так что я не думал о мести. Я радовался.
Вы чаще побеждали в Лиге чемпионов, чем в Серии А: три раза против одного. Обидно, что не удалось выиграть больше?
Да, есть немного. В Милане я упустил несколько шансов стать чемпионом, мы часто финишировали на втором месте. С Пармой в 1997-м мы тоже завершили сезон вторыми. Обидно, потому что у моего Милана был отличный состав. Мы хорошо выступали в Лиге чемпионов, приняли участие в трех финалах, два из которых выиграли; тем не менее я согласен, что в Серии А мы должны были завоевать больше титулов.
Как Вы объясните поражение от Ливерпуля в финале Лиги чемпионов 2005 года? Ведь до перерыва Милан вел в счете 3:0. Что Вы хотели бы сделать иначе в том матче?
Я довольно часто вспоминаю тот вечер, но не думаю, что мог бы что-то сделать по-другому. Все случилось за шесть минут. Мы сыграли 114 минут, а Ливерпуль – шесть. Это был очень странный матч. Я трижды выводил тот Милан в финал Лиги чемпионов, а в 2005 году мы играли лучше всего – но именно тогда и упустили победу.
В перерыве Ваши игроки уже праздновали успех?
Нет, нет, нет, все это полная чушь. Полнейшая. Мы были очень рады, потому что провели отличный первый тайм, но не забывали о том, что еще нужно играть. Даже при счете 3:3 мы могли выиграть: на последней минуте у Андрея Шевченко был момент перед самыми воротами, но Ежи Дудек отразил удар.
Ваш Челси выиграл Премьер-лигу в сезоне 2009-2010, забив более сотни мячей. В чем был секрет успеха?
Просто у нас были отличные игроки: Николя Анелька, Дидье Дрогба, Фрэнк Лампард и Михаэль Баллак – все были в невероятной форме. В этом и был секрет. Прежде всего, каждый игрок комфортно чувствовал себя на своей позиции.
Что пошло не так на второй год в Челси? Как Вы отнеслись к тому, что Рэя Уилкинса уволили без Вашего ведома?
Сезон мы начали неплохо, но потом команду замучили травмы. Джон Терри, Майкл Эссьен и Дидье Дрогба оказались вне игры. Мне не понравилось, что Рэя уволили посреди сезона. Я хотел, чтобы он остался.
Вы забеспокоились, когда после поражения от Манчестер Юнайтед в финале Лиги чемпионов Роман Абрамович зашел в раздевалку?
Нет ничего странного в том, что владелец заходит в раздевалку после матча поздороваться с игроками. Но тогда, после проигрыша, всем было неудобно. Царила мертвая тишина. Я попытался ее прервать, сказал пару слов.
Вы заслуживали большего, чем увольнение из Челси в последний день сезона, сразу после игры с Эвертоном на Гудисон Парк?
Нет, я понимал, какая сложилась ситуация, и я ждал чего-то подобного. Мне об этом сказали в раздевалке, но я не был шокирован. Увольнения – тоже составляющая работы. Нет такого тренера, которого ни разу бы не увольняли. Ну ладно, разве что Пеп Гвардиола – он сам уходил, но он тренирует не так уж долго – всего восемь лет.
Челси предлагал Вам вернуться и заменить Моуриньо в прошлом году?
Нет, нет. Но я бы не отказался, если что. Мне очень понравилось работать с лондонцами, да и вообще в Англии.
Как Вам удавалось справиться со строптивым Златаном Ибрахимовичем в ПСЖ?
Ибра очень веселый парень, но он всегда остается профессионалом. Тренерам нужны игроки с таким характером. Ибра силен индивидуально, но играет на команду. Криштиану Роналду точно такой же.
Каково было работать с Криштиану Роналду? Со стороны кажется, что с ним трудно управиться, но под Вашим руководством он демонстрировал чудесную форму.
Его очень легко тренировать. Он профессионал – такому ничего не нужно говорить. Криштиану хорошо знает, как готовиться к матчам и тренировкам. Мне как тренеру очень повезло работать с Роналду: он забивал по 50 мячей за сезон. Криштиану всегда желает оставаться на вершине. Думаю, их конкуренция с Месси очень полезна для обоих игроков. Сложно сказать, кто из них лучше. И Месси, и Роналду, и Златан могут выиграть матч в одиночку.
Когда Вы приняли Реал, в Мадриде все были нацелены на Десиму?
Да, это была главная цель клуба на тот момент: и болельщики, и футболисты только об этом и думали. Реал долго шел к Десиме, и в конце моего первого сезона нам удалось ее завоевать, победив Атлетико.
Продажи Хаби Алонсо и Анхеля Ди Марии серьезно повлияли на Ваш второй сезон у руля Сливочных?
Да, в конце сезона это немного сказалось на игре команды, но не стоит забывать, что в начале моего второго года в Мадриде мы выиграли 22 матча подряд. После этого были определенные проблемы: травмировались Лука Модрич и Серхио Рамос – мы слегка растеряли уверенность в своих силах. Тем не менее мы дошли до полуфинала Лиги чемпионов, хоть и проиграли Ювентусу, да и чемпионство мы уступили Барселоне с разницей всего в одно очко.
В Мадриде Вам должны были дать больше времени?
Еще когда я подписывал контракт, то знал, что при отсутствии трофеев меня уволят. В клубе с такой историей нельзя работать без побед. Но я ни о чем не жалею – в Мадриде было чудесно. Каждый тренер хотел бы поработать с Реалом, потому что это величайший клуб в мире с невероятной историей и множеством болельщиков во всем мире.
Вы рассердились, узнав, что агент Гарета Бэйла пошел напрямую к Флорентино Пересу, когда валлиец хотел сменить позицию на поле? Разве Бэйл не должен был сам подойти к Вам по этому поводу?
Да, это было неправильно. Обычно я не разговариваю с агентами, но если игрок чем-то недоволен, то он должен обсудить это со мной.
С кем было комфортнее работать: с Сильвио Берлускони в Милане, Флорентино Пересом в Мадриде или Романом Абрамовичем в Лондоне?
Я проработал с Берлускони целых восемь лет, и у нас до сих пор отличные отношения. То, что все они в свое время меня уволили, еще не значит, что мы враги. С Флорентино мы тоже иногда связываемся, да и с Абрамовичем нет проблем, хотя после Челси я с ним особо не пересекался.
Сэр Алекс Фергюсон говорил: "Я надеялся, что в Манчестер придет Карло. Не вышло. Может быть, в другой раз". Когда это было?
После своего ухода он поговорил со мной, но я тогда уже пообещал, что пойду в Реал. Манчестер опоздал. Но если бы все произошло пораньше, я бы хорошенько подумал над предложением МЮ.
Кого из игроков Вы очень хотели подписать, но так и не смогли?
Во время работы в Милане я хотел подписать Стивена Джеррарда из Ливерпуля, но это было нереально. Однажды я уже практически забрал Роберто Баджо в Парму, но он хотел играть не на той позиции, где я хотел его видеть. Теперь я готов признать, что это была ошибка, но тогда мне не хотелось нарушать свою систему. Сегодня я бы сказал: "Нет проблем, поищем тебе то, что ты хочешь". В Италии я бы также с радостью поработал с Франческо Тотти. И с Уэйном Руни, наверное, тоже.
Как объяснить успех Лестера и Клаудио Раньери в этом сезоне? Другим тренерам, в распоряжении у которых больше денег и футболисты мирового класса, должно быть стыдно?
Секрет в том, что Клаудио удалось создать отличную атмосферу в команде. Отсутствие травм позволило ему идеально организовать игру. Да и хорошие игроки в Лестере тоже есть: Нголо Канте, Рияд Марез, Джейми Варди. Я очень хорошо знаю Клаудио, он успел поработать почти везде: в Испании, Италии, Англии, Франции... Он заслужил победу в Премьер-лиге.
На протяжении двух лет в Ювентусе Вы тренировали будущего наставника Челси – Антонио Конте. Как думаете, у него все получится на Стэмфорд Бридж?
Конте настоящий работяга: он всегда серьезно и профессионально относится к своей работе. Челси заполучил отличного тренера, который будет очень внимателен к деталям. Англия после Италии покажется для него совершенно другим миром: меньше давления, никакого насилия, чудесная атмосфера, забитые стадионы – полная противоположность нынешней Италии. Ему по силам добиться успеха во главе Челси. Клубу пока что везло на итальянских тренеров: Джанлука Виалли, я, потом Роберто Ди Маттео, который привел команду к победе в Лиге чемпионов.
Вы бы хотели когда-нибудь поработать со сборной? Наверное, с Италией? Или Англией?
Пока что я предпочитаю тренировать клуб, а дальше – посмотрим. Англия? Почему бы и нет? Я был бы не против.
В Милане Вы играли под руководством Фабио Капелло. Чего ему не хватило на посту главного тренера сборной Англии?
В отборочном цикле на чемпионат мира 2010 года он справился очень даже неплохо: выиграл 9 матчей из 10. Но на такой короткий турнир все игроки должны приехать в идеальной форме, а после сезона в Премьер-лиге и Лиге чемпионов этого добиться не так легко.
Какой чемпионат в Европе сложнее всего выиграть?
Если говорить о качестве футбола, то я бы выбрал Испанию. Там все умеют играть – даже самые скромные команды. Посмотрите только, что испанцы вытворяют в еврокубках. Атлетико и Реал играли в финале ЛЧ, Севилья взяла Лигу Европы, Вильярреал дошел до полуфинала.
С тактической точки зрения – Италия. Там нужно постоянно держать в уме кучу разных систем. Сегодня ты играешь в 4-4-2, через неделю 4-3-3, потом 3-5-2 – в Италии тренеры быстро набираются опыта и знаний.
Английский чемпионат тоже отличается: там игра намного более интенсивная, зрелищная. Многие команды могут создать проблемы для грандов. Премьер-лига очень хорошо сбалансирована. Во Франции, например, есть только одна команда – ПСЖ.
Жозе Моуриньо говорил, что не стал бы работать там, где даже почтальон может выиграть чемпионат. Вы с ним согласны?
Я два года провел в ПСЖ. Все относительно. Важно, чтобы у клуба были амбиции. У ПСЖ стояла цель не только выиграть внутреннее первенство, но и достойно выступить в Лиге чемпионов.
Вы славитесь своим спокойным характером. Хоть раз бывало такое, что Вы теряли самообладание?
Это было, когда я тренировал ПСЖ, в 2013-м. Мы вылетели из Кубка Франции от Эвиана в серии пенальти, и сыграли мы очень, очень плохо. Я был настолько зол, что выломал дверь. Ударил ногой коробку, она отлетела Ибрахимовичу в голову. Он сделал вид, что ничего не случилось. Когда я выхожу из себя, мне достаточно покинуть раздевалку, быстренько покурить – и все в порядке. Хотя я пытаюсь бросить.
Почему Вы выбрали мюнхенскую Баварию? В чем эту команду можно улучшить после того, как они с отрывом выиграли Бундеслигу в четвертый раз подряд?
Почему? Потому что это удачное время для меня и для клуба. Им был нужен тренер, а мне была нужна работа. Так совпало. Они выходили в полуфинал Лиги чемпионов пять раз за последние пять лет, но выиграли ее лишь однажды. Так что в следующем сезоне мы сосредоточимся на этом. Такую хорошую команду сложно сделать еще лучше. Может быть, главное – это продолжать в том же духе. Единственный игрок Баварии, с которым я уже работал, – это Хаби Алонсо; все остальные будут для меня новыми. Сейчас я учу немецкий, это непростой язык.
Вы действительно являетесь поклонником "Стар Трека" и даже сыграете роль в новом фильме?
Да. У меня будет небольшая роль в новой части. Я играю доктора; мой герой не говорит ни слова – я просто стою на фоне. Я жил в Ванкувере, там этот фильм и снимали. У меня хорошие отношения с Зои Салданой: она замужем за итальянцем и тоже снимается там. Зои шутя сказала, что я мог бы получить небольшую роль, а потом спросила режиссера – и вот я оказался на съемочной площадке. Да, актер из меня ужасный. Еще в детстве я обожал "Стар Трек", так что теперь сыграть в фильме – это огромная радость для меня.