Прошло уже шесть туров, но пока даже легенды «нерадзурри» не до конца определись в отношении Де Бура. Например, Альдо Серена и Эваристо Беккалосси считают, что с приходом нового тренера «Интер» окончательно перестал делать ставку на мускулы, как это нередко случалось при Роберто Манчини, и теперь во главе угла будет техника, а не физика. С бывшими одноклубниками не соглашается Беппе Бергоми: «В Италии было бы немыслимо рассчитывать исключительно на индивидуальные качества, пренебрегая силовой составляющей футбола. Я бы сказал, что сейчас «Интер» нашел правильное сочетание одного и второго».
В действительности же у Де Бура не было иного выхода. Назначение за пару недель до старта сезона означало, что по крайней мере на первом этапе придется пожертвовать высокими скоростями. И если в следующем туре в стартовом составе мы опять увидим костолома Фелипе Мело, из этого не следует, что голландец поступился принципами.
Одно можно утверждать точно – теперь отношение ко всем футболистам будет определяться их заслугами на поле, а не суммами, прописанными в контрактах. Для Италии это редкость, ведь в большинстве клубов идет постоянная борьба за влияние на владельцев, и тренеры часто вовлечены в эти дворцовые интриги, являясь одной из сторон. Манчини с первого дня в Аппьяно мечтал о расширении традиционных полномочий и использовал для достижения этой цели кадровые решения. При нем нельзя было даже представить, что Жоффре Кондогбиа, за которого «нерадзурри» не без участия тренера заплатили более 30 миллионов евро, заменили бы в середине первого тайма.
Де Бур же не колебался – француз постоянно терял мяч, и именно после его ошибки родилась атака, в результате которой «Болонья» повела в счете. «Кондогбиа? Если ты не хочешь слышать, что тебе говорят, ты уходишь с поля», – заявил Де Бур после матча в интервью каналу Mediaset Premium. «Совершать ошибки по ходу игры не проблема», – пояснил голландец. – «Проблема – не реагировать на замечания. Он еще молод? Нет, для меня 23 года – это уже не молодой. В этом возрасте уже нужно оправдывать ожидания. Молодые – это 19-20 лет максимум». Стоит ли говорить, какую реакцию вызвали эти слова в стране, где почти половина 40-летних мужчин лет живет с родителями?
С тактической же точки зрения Де Бур вроде бы не предлагает ничего необычного. Он культивирует атакующий футбол с преобладанием высокого прессинга, в котором задействовано от четырёх футболистов. Причем прессинг не выключается даже на последних минутах встречи. Чем-то подобным вот уже третий год подряд всех очаровывает Эусебио Ди Франческо. Однако, в отличие от «Сассуоло», в «Интере» делается акцент на контроль мяча. Неслучайно в настоящий момент в серии А по данному показателю – 58% – «нерадзурри» уступают только «Роме». Расстановка? Голландец дебютировал на «Бентегоди» со схемой с тремя центральными защитниками, но, осознав свою ошибку, быстро перестроился. Использование же 4-2-3-1 – давно не инновация для чемпионата Италии. В последние годы различные вариации этого модуля практиковали Гарсия, Спаллетти, Пиоли, Бенитес, Паулу Соуза, Монтелла и многие другие. Но у Де Бура собственное прочтение данной концепции.
Свой главный матч в Италии Франк Де Бур выиграл в четвертом туре, когда был повержен «Ювентус». Накануне многие утверждали, что встреча на «Сан-Сиро» будет последней для голландца на посту тренера «нерадзурри». Дескать, руководство миланского клуба уже обо всем договорилось с Фабио Капелло, а на всякий случай еще и с Руди Гарсией и Чезаре Пранделли. Для подобных слухов были причины – поражение от «Кьево», домашняя ничья с «Палермо», позор в Лиге Европы, где «Интер» уступил израильскому «Хапоэлю». Единственная же победа над «Пескарой» была одержана в компенсированное время. И без того критическую ситуацию перед Derby d’Italia подогрели ультрас, вывесившие баннеры со звездами недавнего прошлого, намекая на их полное превосходство над нынешним составом «Интера». И хотя Марко Тарделли говорил, что за возможным поражением от «Юве» отставка Де Бура не последует, его мало кто слушал.
Утверждают, что переломным моментом в судьбе голландца стал инцидент с Брозовичем. В перерыве матча с «Хапоэлем» в раздевалке произошел конфликт между тренером и футболистом. Скорее всего, полузащитник сказал что-то резкое в адрес Де Бура, который пока еще недостаточно хорошо понимает по-итальянски. Как результат – хорват не вышел ни на второй тайм, ни на матч с «Ювентусом». И это встряхнуло группу. Однако, не умаляя значения психологической составляющей, у победы над командой Аллегри есть более очевидные причины.
Ключевой фактор – действия в центре поля Жоау Мариу и Эвера Банеги, двух новичков команды. Оба получили высокие оценки от итальянских журналистов. Однако для многих так и осталось тайной их рекордно быстрая адаптация в серии А. За разгадкой отправимся на «Адриатико», где «нерадзурри» встречались с «Пескарой». Тогда голландский тренер несколько раз подходил к бровке и давал полузащитникам указание располагаться друг за другом. Аргентинцу – в трекварти, а португальцу (для него это был дебют за «нерадзурри») – непосредственно за его спиной. При этом нарушалась классическая расстановка 4-2-3-1, где два опорных полузащитника должны находиться приблизительно на одном уровне. Нечто подобное воспроизвели и в матче с «Юве» – на диаграмме усреднённых позиций видно, что Медель – единственный медиано. Данная конструкция прекрасно иллюстрирует вертикальную направленность атак «Интера». Однако «заслонка» – отнюдь не изобретение Де Бура. В Италии похожие опыты ставили еще Марчелло Липпи и Лучано Спаллетти.
Если же рассматривать фазу владения мячом отдельно от действий в обороне, оказывается, что позиция чилийца была неизменной, а вот Жоау Мариу и Эвер Банега постоянно перемащались, не давая противнику адапртироваться. Этот маневр вконец запутал полузащиту «Юве» и создал в позиционном нападении небывалую плотность на границе зоны трекварти. Показательно, что аргентинец и португалец пробежали больше десяти километров. Лучший результат среди «нерадзурри» был только у Антонио Кандревы и Данило Д’Амброзио, роли которого на поле предполагает подобную активность. Банега удивил – со времен Кака я не припомню, чтобы центральный треквартиста был столь подвижен. Не удивительно, что в матче с «Болоньей» этот трюк повторить не удалось – Кондогбиа, подменявший травмированного португальца, не обладая интеллектом последнего, запутался, стал смещаться не в те зоны, чем окончательно вывел из себя Де Бура. Естественно, что это сказалось и на эффективности Банеги, который провел худший матч за «Интер».
По игре с «Юве» отмечу еще пару позитивных моментов для поклонников «нерадзурри». Во-первых, способность Де Бура подстраиваться под соперника. Неслучайно большинство атак велось через левый фланг, где располагался номинальный форвард Эдер. Справа же Кандрева держался максимально близко к бровке, растягивая оборону соперника. Поэтому в его зону был вынужден смещаться один из центральных защитников «бьянконери». Данный прием говорит, что тренер «Интера» предпочитает строить план на игру, основываясь на имеющихся в его распоряжении ресурсах. А также о том, что у него полностью отсутствует чрезмерная любовь к симметрии, которой грешили некоторые его соотечественники. В частности, Кларенс Зеедорф в «Милане».
Во-вторых, изменение функций Мауро Икарди. Теперь капитан значительно чаще получает мяч, и это влияет на его статистические показатели – выросло число касаний, передач, выигранных единоборств и пройденных километров. К этому были все предпосылки: еще в прошлом сезоне один из лучших итальянских экспертов Маурицио Пистокки призывал Манчини «освободить Икарди» – вывести его за рамки привычной роли классического центрфорварда.
Франк Де Бур еще только привыкает к серии А, и в ближайшие недели мы наверняка увидим другие тактические новинки. Важно, что прогнозы скептиков уже не оправдались – быстрого и позорного провала не случилось. И с каждым днем голландцу будет все проще доносить до группы свои идеи – накануне последнего тура он впервые обратился к журналистам по-итальянски. Однако вряд ли «нерадзурри» удастся избежать функционального спада зимой – таково наследство предшественника.
Можно ли надеяться, что Де Бур расшевелит итальянский футбол? Рано или поздно какой-нибудь представитель выдающейся тренерской школы должен сделать это. И не заочно, как Ринус Михельс. Революция в кальчо началась не со схемы 4-4-2. И не со знаменитой формулы «не опекайте игроков, а атакуйте свободное пространство». Она началась с попытки изменения привычного порядка вещей – всего того, что вкладывалось в головы десятилетиями. А, прежде всего, с вопроса: «Почему, мистер?» – с диалога с футболистами под деревьями на зеленых лужайках Миланелло. В этом смысле реформы Де Бура – предоставление выходного каждые три дня, обязательная ночевка в Аппьяно после вечерних матчей и постоянные беседы с группой – не кажутся такими уж незначительными. В конце 1980-х во многом благодаря «оранжевым» удалось надолго сместить с трона безальтернативного лидера. Будет символично, если подобное повторится и в наши дни.