Экс-ассистент бывшего главного тренера национальной команды России Фабио Капелло Кристиан Пануччи поделился своим мнением о полузащитниках Алексее Миранчуке и Александре Головине.
Бывший вратарь сборной Италии Джанлуиджи Буффон высказался о карьере экс-нападающего итальянской национальной команды Марио Балотелли.
Реклама
Эксперты 80-го уровня
#18113911.12.2016 13:44:40
Футбольные эксперты – редкий товар. Для того чтобы тебя стали слушать, мало делать скриншоты со стрелками и рассуждать о способах высокого прессинга. В стране, где проживает 50 миллионов главных тренеров национальной сборной, этим никого не удивишь. В траттории, куда впервые зашел поужинать, тебе быстро объяснят, что в финале ЧМ-1994 Арриго Сакки должен был выпустить не Роберто Баджо, а Джанфранко Дзолу. И только попробуй возразить – тут же будешь испепелен гневным взглядом истинного сардинца.
Все-таки мечтаешь стать экспертом? Существует множество путей, но ни один из них не будет легким. Поработай-ка для начала журналистом или редактором, заключи контракт на книгу с Mondadori или Feltrinelli, снимись в фильме Алессандро Гассмана, получи пост в структуре профессионального клуба, познакомься с агентами, функционерами, тренерами, лидерами ультрас. Ну или хотя бы прими участие в конкурсе в Сан-Ремо, или выложи в Instagram совместные фото с Моаной Поцци. Только тогда на тебя, может быть, обратят внимание.
На Сицилии говорят: «Если у тебя нет друзей, ты – никто». В мире спортивной журналистики эта фраза звучит так: «Если тебя никто не знает, ты никому не нужен». Попасть в круг экспертов очень сложно, ведь большинство мест на телевидении занято бывшими игроками. Пусть у них не сильно подвешен язык, среди них мало интеллектуалов, зато их лица знает вся страна – от Больцано до Корлеоне. И хотя футболистам тоже сложно пробиться на Sky или Mediaset, но, по крайней мере, на первом этапе благодаря известности рейтинг им гарантирован. Вот почему в последнее время редакторы крупных каналов делают ставку на узнаваемых персон, которые могут уверенно нести правдоподобную чепуху о роли симметрии при давлении на полузащиту соперника. Настоящие же эксперты в явном меньшинстве, а для обретения статуса звезды им приходится ждать не одно десятилетие. Поэтому обычно они все старше 40 лет – в патриархальной Италии в этом возрасте юноши уже начинают выходить из-под опеки родителей.
Марио Скончерти
Коренной фьорентино, в молодости писал колонки для местного отделения Corriere dello Sport. В середине 1990-х перебрался в столицу Италии, где в течение пяти лет возглавлял редакцию знаменитой газеты. Возможно, в этом и кроется разгадка дуализма Скончерти. Его сердце по-прежнему принадлежит «Фиорентине», однако годы пребывания в Риме совпали с восхождением Франческо Тотти. Именно Pupone – источник его вдохновения. Неслучайно, подробному доказательству, чем Франческо Тотти лучше Алессандро Дель Пьеро, мэтр посвятил целую главу одной из своих книг.
Марио Скончерти довольно средне разбирается в тактике, но его сильная сторона – доскональное знание футбольной экономики. В начале 2000-х, в конце эры Витторио Чеки Гори, он даже занимал пост генерального директора компании, которой принадлежали права на «Фиорентину». По этой причине он постоянно вмешивался в дела клуба и разругался с легендой «фиалок» Джанкарло Антоньони, который в то время занимал пост в руководстве «Виолы». В результате оба ушли в отставку. Марио отомстил как истинный писатель – Антонио не попал даже в запас его символической сборной Италии второй половины ХХ века. Впрочем, досталось и другим легендам – Пирло, Мальдини и Росси.
Скончерти – блестящий знаток истории кальчо. Однако он излишне субъективен, отдавая предпочтение команде своей молодости – героям ЧЕ-1968. От него не услышишь банальностей: «Рива и Бонинсенья – лучшая пара нападающих в Национале после войны». «Де Систи, по сравнению с Пирло, обладает позиционным чутьем, полезнее в отборе и более одарен технически». «Пьетро Верховод – величайший итальянских защитник всех времен». «Манчини – эволюция Риверы в той же мере, что Тотти – эволюция Манчини». Однако за каждым утверждением всегда следует аргументация, полная юмора и литературных отсылок, поэтому на выводы уже не обращаешь внимания. Скончерти в свои почти 70 лет не превратился в старого ворчуна, он по-прежнему востребован, его охотно приглашают на различные посиделки. Хотя, конечно, недавний переход со Sky на RAI был воспринят как понижение. К мнению Супер Марио всегда стоит прислушиваться, только не забывать делать поправку, когда речь заходит о капитане одного римского клуба.
Сандро Сабатини
В последнее время Mediaset стремительно сокращает отставание от Sky. В 2015 году миланцы подвинули вечных конкурентов, заполучив на три года эксклюзивные права на трансляции Лиги чемпионов, заплатив за это более 700 миллионов евро. И хотя многие задаются вопросом, не приведет ли столь рискованная стратегия к банкротству, потребители могут быть довольны. Ведь глава редакции Альберто Бранди особое внимание уделяет подбору кадров. Поэтому уже давно не увидишь того, что постоянно творится на RAI или SportItalia: когда во время разбора матчей на вопросы ведущей престарелые эксперты отделываются односложными ответами или же вообще не могут правильно определить расстановку. На Mediaset тон в дискуссиях задает Арриго Сакки. Его верные оруженосцы – Паоло Росси, Чиро Феррара и Кристиан Пануччи, которых переманили со Sky. Вторым комментатором работает другой перебежчик – Антонио Ди Дженнаро. Но, конечно, самый ценный трофей – Сандро Сабатини, один из отцов канала Sky Sport 24, автор популярнейшего блога о кальчо, а также главный редактор сайта calciomercato.com.
Несколько лет подряд блог Сабатини был спасением для журналистов, которые ночами, глуша кофе с энергетиками, строчили репортажи о топ-матчах. Сандро ставил каждому футболисту и тренеру оценки с подробными комментариями и выкладывал их в сеть уже через несколько минут после финального свистка. Потом в утренних газетах можно было встретить знакомые фразы. Абсолютно все журналисты большой тройки, ответственные за оценки, если и не списывали их у Сабатини один в один, то в той или иной степени использовали его наработки.
Про симпатии Сабатини ходят разные слухи. Некоторые считают его грязным интеристом, другие – мерзким гоббом. Более осведомленные источники намекают на симпатии к Сильвио Берлускони. Истина же в том, что Сабатини вообще ни за кого не болеет – ему нравятся личности, а не клубы: голландцы «Милана», Роналдо (Феномен, а не португалец), Алекс Дель Пьеро, Марадона… Кстати, он всегда подчеркивает, что великого аргентинца ставит выше Пеле. В данный момент Сандро трудится на канале Premium Sport. И хотя новая должность предполагает сугубо техническую роль, его часто приглашают в студию в качестве эксперта.
Маурицио Пистокки
Его карьера похожа на американские горки: он то вдруг появлялся, то куда-то пропадал. Маурицио посчастливилось быть менеджером примаверы «Чезены» в тот момент, когда тренером там был Арриго Сакки. Так уж вышло, что все, с кем пересекался будущий революционер кальчо, заражались любовью к тактике. Не стал исключением и Пистокки. Приобретенные знания помогли начинающему репортеру лучше понять геометрию игры. Потом он работал на радио и на множестве второстепенных телеканалов. Однажды его взяли стажером в одно из подразделений Fininvest. Там он заслужил право освещать ЧМ-1990 в собственной программе. Потом он удачно заменил уехавшего в Аргентину Омара Сивори в качестве ведущего moviola – шоу, посвященного разбору ключевых моментов тура. Наконец, Пистокки предложил идею Oscar del calcio – премии, которая просуществовала целых 13 лет – вплоть до 2011 года, пока не была преобразована в Gran Galà del calcio.
На Mediaset Пистокки пригласил легендарный комментатор Сандро Пиччинини, когда руководство канала задумало реанимировать проект, в котором бы анализировались эпизоды тура и выставлялись оценки арбитрам. Шоу получило название La moviola è uguale per tutti. А соведущим стал бывший судья Грациано Чезари. Высокие рейтинги позволяют этой передаче выходить до сих пор, причем ей отводится лучшее эфирное время. С одной стороны, едкие, точные и циничные комментарии Пистокки обеспечили программе огромную популярность, с другой же, настроили против него большое число болельщиков и специалистов. Однако если вам необходимо получить абсолютно непредвзятое мнение по любому футбольному вопросу, лучше обратиться именно к Маурицио Пистокки. Единственное исключение – «Наполи». В рассуждениях по поводу этого клуба он почти всегда ошибается. Есть версия, что он неравнодушен к «адзурри», и поэтому не может беспристрастно оценивать эту команду. Косвенное доказательство этого – Пистокки не упускает случая, чтобы подразнить тифози «Юве». Но стоит ли его за это осуждать? Ведь они так легко ведутся на провокации.
Паоло Кондо
Легенда. Гуру. Маэстро. Именно эти слова чаще всего произносят, когда речь заходит о Паоло Кондо. Он единственный из ныне работающих итальянских журналистов, кто имел право голосовать за обладателя «Золотого мяча» еще во времена старого формата определения победителя. Он – автор психологического триллера о противостоянии Гвардиолы и Моуринью. Много лет он блистал в La Gazzetta dello Sport, и, казалось, что так будет всегда. Кто еще в розовой газете в репортаже о матче станет цитировать Петрарку или ссылаться на речь Гарибальди перед северо-итальянским парламентом?!
Однако летом 2015 года Паоло неожиданно подписал четырехлетний контракт со Sky. Говорят, что он просто упредил события – в последние годы нескольких ветеранов тихо отправили на пенсию. К тому же на Sky предложили большую зарплату. Примечательно, что в последних интервью перед уходом Кондо открыто называл себя «динозавром» и предрекал смерть традиционной журналистики.
Передача Mister Condò, в которой Паоло беседует с действующими тренерами, вызвала противоречивые оценки со стороны критиков. Великолепное оформление студии, потрясающие иллюстрации (раз, два, три, четыре) нивелируют чрезмерное стремление подражать Ларри Кингу. Предполагалось, что статус легенды позволит Кондо задавать куда более провокационные вопросы. Однако пока ведущий слишком благоволит к собеседникам. Кто-то даже назвал его «травоядным». Естественно, среди зрителей старшего поколения передача пользуется успехом, молодежи же не хватает драйва. По моей информации, руководство Sky требует от Паоло изменить манеру поведения, что он и попробовал сделать в последнем выпуске с Эусебио Ди Франческо. В частности, тренеру было предложено выбирать между Верратти и Берарди. От рейтингов Mister Condò зависит не только судьба программы, а нечто большее. Могут ли виртуозы слова, привыкшие с дотошностью Гюстава Флобера доводить тексты до совершенства, вести авторские программы на ТВ?
Джанкарло Дотто
Классический случай, когда экспертом стал человек, не имеющий прямого отношения к футболу. Джанкарло – этакий итальянский аналог Дмитрия Быкова. Он, прежде всего, писатель, эссеист, драматург, биограф, а уже только потом спортивный журналист. Однако незадолго до Миллениума он начинает сотрудничество с Corriere dello Sport (еще при главном редакторе Марио Скончерти). Как результат – в течение нескольких лет выходят монографии о Зинедине Зидане, Эленио Эррере и «Милане» 1980-х. «Никогда еще в истории футбольная команда не достигала такого совершенства, как «россонери» при Арриго Сакки», – утверждает Дотто. Трудно с этим спорить, но непривычно слышать подобное от старого романисты. В отличие от большинства коллег, Дотто не скрывает своих пристрастий.
Джанкарло никогда не следовал трендам. Иногда кажется, что быть непохожим на остальных для него важнее, чем быть ближе к истине. Любимый стилистический прием – гипербола. Например, он начал ругать Франческо Тотти задолго до того, как это стало модным. Недавно в своих предположениях о будущем капитана он так достал Ческо, что тот обвинил журналиста в провокации и обратился к адвокатам. А во время очередного приступа гнева Дотто назвал тифози «Ромы» худшими в мире, что они только тявкают, а не болеют. Сам же Вечный город – пристанище идолопоклонников и торгашей. Ругает – значит любит? Но ведь достается не только «Роме».
Антонио Конте – провинциал, лексикон которого пригоден лишь для составления разговорника для туристов, надумавших посетить самую отсталую область Юга Италии. А кому еще могло придти в голову назвать родной город Павла Недведа местом воинственной речи Адольфа Гитлера? Неудивительно, что возмущенные читатели заваливают Corriere письмами. И, тем не менее, выпускающий редактор римского отделения Sky Якопо Савелли, один из самых преданных сторонников Тотти и «Ромы», у которого я консультировался при отборе кандидатов для этого материала, дал следующую характеристику Джанкарло Дотто: «Он немного сумасшедший, но гений». Как тут не вспомнить, что еще полторы сотни лет назад психиатр Чезаре Ломброзо предположил, что одно невозможно без другого.