Выбирать президента будут 279 делегатов, у которых есть 516 голосов. Для того чтобы победить в первом туре, кандидату необходимо получить 3/4 голосов, во втором – достаточно уже 2/3, в третьем – половины плюс один голос. Если же по результатам третьего тура не удастся определить нового президента, то состоится заключительный тур, в котором будут участвовать двое кандидатов, набравших наибольшее число голосов в предыдущем туре. Для победы будет достаточно просто превзойти конкурента.
Кто эти 279 делегатов?
Представители серии А, серии B, Lega Pro, любительской лиги, члены ассоциаций футболистов, тренеров и арбитров. Весь секрет в том, что голоса выборщиков не равноценны. Например, у серии А – 20 делегатов, которые в сумме имеют лишь 12% от общего числа голосов. У серии B – 22 делегата, но их голоса стоят дешевле – только 5%. Lega Pro – 60 делегатов и 17%. Просто замечательно – вес третьего по значимости дивизиона составляет столько же, сколько суммарный вес двух ведущих!
А дальше – еще веселее. У любительской лиги (Lega Nazionale Dilettanti) – 90 делегатов с 34% голосов. Наверняка в этом есть какой-то сакральный смысл – любители по своему влиянию равны всему профессиональному футболу страны. Впрочем, еще есть футболисты – 52 делегата с 20%, тренеры – 26 и 10%, арбитры – 9 и 2%.
Получается, если любители договорятся с Lega Pro, то будут править вечно?
На практике этого даже не требуется. Ведь среди профессиональных клубов всегда найдутся те, кто пойдет на сделку с совестью. Три с половиной года назад во втором туре выборов за Карло Тавеккьо проголосовали 13 клубов серии А. За его соперника – Деметрио Альбертини – только 5. Спасибо за это надо сказать президенту «Лацио» Клаудио Лотито, который целый месяц вел подрывную кампанию. Он мастер своего дела – был режиссером всех последних голосований. Не сомневаюсь, что он и сегодня сделает все, чтобы еще больше утопить итальянский футбол. Перефразирую Уинстона Черчилля: «Если бы Лотито вторгся в ад, я, по меньшей мере, благожелательно бы отозвался о сатане».
Кто сегодня претендует на пост президента FIGC?
Габриэле Гравина (президент Lega Pro), Козимо Сибилья (президент Любительской лиги и вице-президент FIGC) и Даммьяно Томмази (президент Ассоциации итальянских футболистов – AiC).
За кого болеть?
В 2014 году все было намного проще. Был один истинный реформатор – Альбертини, хотя не все это понимали. И был его оппонент, который представлял партию застоя. Тогда это сражение изначально было обречено на провал, ведь Италия – нация стариков. Средиземноморский климат, правильное питание, социальные гарантии увеличивают количество долгожителей, ведущих активный образ жизни. Их число высоко даже по европейским меркам.
Они везде – в правительстве, сенате, судейском корпусе, во всех мало-мальски значимых ассоциациях. Дремлют на заседаниях, но в нужный момент просыпаются и блокируют любую инициативу. Их цель – поддерживать существующий порядок. Карло Тавеккьо легко бы переизбрался и сегодня, но провал в отборе на ЧМ-2018 вынудил его друзей сменить тактику.
Сейчас зло растворено в двух кандидатах. Первый – Козимо Сибилья – верный соратник Тавеккьо, как бы он ни старался от него дистанцироваться. Второй – Габриэле Гравина, который только прикидывается реформатором. Его главная задача – уговорить Даммьяно Томмази снять свою кандидатуру. Параллельно он пытается внести раскол между большими клубами и обещает сделать Италию хозяйкой Евро-2028. Утверждают, что за Гравиной стоит Джанкарло Абете – бывший президент FIGC. Один из показателей эффективности Гравины на посту главы Lega Pro – недавние истории с банкротствами «Модены» и «Виченцы».
Lega Pro и дилетанты (давайте называть любителей именно так) больше всего опасаются, что FIGC возглавит молодой и прогрессивно мыслящий человек. В августе 2014 они сделали все, чтобы уничтожить Альбертини. И только Томмази активно поддерживал Деметрио до самого конца – его пламенная речь осталась в стенограмме заседания.
Каков план противников Томмази?
Пока Сибилья (слева на фото) держится обособленно. Сначала он поиграл в либерала, даже сказал, что это он попросил Тавеккьо (справа на фото) подать в отставку, хотя на самом деле всеми силами пытался сохранить ему должность. Но на днях сбросил маску – заявил, что бывший президент FIGC проделал отличную работу. Какая чушь, ведь главный результат деятельности президента Федерации – выступление национальной сборной. Если выберут Сибилью, не удивлюсь, если он сразу же скажет: «При мне все будет так, как при дедушке Тавеккьо». Недаром он намекает, что сможет вернуть Антонио Конте в Национале.
Многое будет зависеть от результатов первого тура. Если Клаудио Лотито вновь нашел достаточное число предателей среди клубов серии А и серии B, то они будут до самого конца проталкивать Сибилью. В этом случае необходимость в Гравине отпадет. Он сам, конечно же, сделает пару громких заявлений, но его просто-напросто сольют. В Lega Pro мутных делегатов еще больше, поэтому в третьем туре кто-то обязательно перебежит на сторону будущего победителя.
По моим оценкам, если в первом туре число голосов за Сибилью будет меньше 40%, то фаворитом станет уже Гравина. Ему лишь останется перетянуть на свою сторону Томмази. Поговаривают, что какая-то сделка между Lega Pro и AiC уже заключена. Тогда Томмази станет вице-президентом FIGC. А этот сценарий гораздо страшнее первого.
Почему?
Пост вице-президента не дает реальной власти, а вот репутация Даммьяно Томмази пострадает. В результате никакие реформы проведены не будут, все останется по-прежнему, но единственный человек, который способен расшевелить это болото, будет скомпрометирован.
Уверен, что вариант Гравина-президент (на фото), Томмази-вице-президент – это программа-максимум для Лотито и К°. Их заветная мечта. В этом случае на десятилетия вперед президентами FIGC будут дилетанты. А, может быть, через пару лет выберут и самого Лотито. Он хотел баллотироваться и в этот раз, но, видимо, отговорили соратники. Ведь даже в нынешнем состоянии Италия не готова к такому позору.
Что же делать Томмази?
Нужно спутать им карты. Это единственная стратегия, когда садишься за стол с шулерами. Ни в коем случае не нужно идти ни на какие сделки, не вступать ни в какие коалиции, если только ему не предложат пост президента.
Чего они хотят на самом деле, ведь победа и так у них в руках? Истинная цель – подставить Томмази. Значит, ему нужно выдвигать свою кандидатуру в третьем туре, чтобы все увидели, кто голосует за реформы, а кто только симулирует. Сейчас даже отрицательный результат даст шанс на победу в будущем, когда последует очередной провал сборной Италии. А он обязательно случится при таком бездарном руководстве.
Что еще может сорвать планы Лотито?
Только отмена голосования. И у этого варианта есть высокопоставленные сторонники. Президент Олимпийского комитета Италии (CONI) Джованни Малаго предложил отложить выборы на 3 месяца, пока кто-нибудь из кандидатов не добьется поддержки со стороны общественности.
Хотя представители CONI не голосуют на выборах FIGC, в некоторых ситуациях их поддержка дает очень многое. Например, Комитет может назначить на пост главы FIGC чрезвычайного комиссара. В данный момент это было бы неплохим выходом из ситуации. Но сейчас у CONI другие приоритеты – предстоящие игры в Корее. Думаю, что дата голосования выбрана неслучайно – кое-кто просчитал, что Малаго сейчас совсем не до футбола.
Чем же так хорош Томмази?
Он исключительно порядочный человек, прозрачный и компетентный. Когда был футболистом, Даммьяно как-то порвал кресты и заявил клубу, что пока он полностью не восстановится, будет получать зарплату 1500 евро. Но, конечно, дело не только в этом случае. Во главе Ассоциации итальянских игроков Томмази не был замечен ни в одном порочащем поступке. Ему верят игроки, а ведь они, наряду с тренерами, главные люди в футболе. Вера же в Италии стоит очень дорого.
У команды Томмази есть программа, которая предусматривает более справедливое распределение средств от телевизионных прав, допуск вторых команд в низшие дивизионы, немедленное сокращение серии B до 20 команд, установление более тесных контактов между сборной и клубами, сотрудничество с правительством и CONI с целью изменения футбольного законодательства. Следует понимать: Томмази как глава профсоюза игроков в данный момент не может предлагать ничего, что приведет к сокращению рабочих мест. Но если станет президентом, у него будет больше пространства для маневра. По отдельным пунктам можно спорить, но сейчас кальчо настолько нуждается в реформах, что детали отходят на второй план. Разберемся по дороге. Важны не столько программы, сколько уверенность в том, что их реально будут претворять в жизнь.
Главное, что следует понять: система, при которой судьбу Федерации определяют дилетанты и Lega Pro, порочна. Ее нельзя изменить, занимая второстепенный пост вице-президента. Нужен тот, кто вырвет кальчо из лап чиновников, даже если ему придется пожертвовать собой.
Даммьяно Томмази – это Джон Кеннеди итальянского футбола. Он начал презентацию своей программы словами: «Если кто-то мечтает в одиночестве, это только мечта. Если мы мечтаем вместе, это начало новой реальности». К этому так и хочется добавить: не спрашивай у Италии, что она может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее.