Официально домашнюю форму «Ювентуса» на сезон-2019/20 представили в мае, но в интернете о ней говорят уже с прошлой осени.
Форму без полосок слили еще в октябре прошлого года в твиттере La Maglia Bianconera (@La_Bianconera), и реакция большинства болельщиков была резко негативной.
Их опасения подтвердились.
В это воскресенье «Ювентус» впервые сыграл в новой форме – против «Ромы».
Вслед за сменой логотипа «Ювентус» отказался от полосок, которые были неотъемлемой частью основной формы с 1903 года. С тех пор у «Юве» было больше трех десятков вариантов футболки – исключительно полосатые. Новая майка – привычно бело-черная, но разделена на две половины, между которыми появилась тонкая розовая полоска.
«Ювентус» – единственный итальянский клуб, который понял, что нужно стать развлекательной компанией, чтобы оставаться конкурентоспособным, – говорит La Gazzetta dello Sport директор европейского отделения Nielsen Sport и эксперт по спортивному маркетингу Марко Надзари. – Можно слегка изменитьcя, если этого требует рынок. Клубы НБА легко меняют форму, и никто не жалуется. Со временем интерес победит недоверие».
«Ситуация ровно такая же, как со сменой лого, – говорит Sports.ru Ромео Агрести, журналист Goal.com и DAZN, специализирующийся на «Ювентусе». – Клуб отходит от традиций, переходит к авангардизму. Мне кажется, сейчас все изменения диктует рынок. Наверное, рынку сейчас нужно именно это: выйти за пределы чего-то привычного, забыть воспоминания о прошлом».
Кстати, по информации La Maglia Bianconera, вторая форма будет бело-красной (белая футболка, красные шорты), а третья – синей.
Что с розовым цветом? К чему он?
В 1900 году «Ювентус» официально дебютировал в чемпионате Италии. Цветами команды были розовый и черный – в честь классического лицея имени Массимо д’Адзельо, в котором учились основатели будущего чемпиона Италии. На занятиях по физкультуре им выдавали розовые кофты и черные штаны – эта форма была взята за основу. Дополняли комплект черные гетры и черный галстук/шейный платок. К тому же, у молодого клуба были проблемы с финансами, а розовый перкаль был самой дешевой тканью из доступных.
Вскоре обнаружилась проблема – форма плохо стиралась, быстро изнашивалась и бледнела. Еще и соперники смеялись – розовый цвет не ассоциировался с мужественностью. Тогда игрок «Юве», входивший в руководство клуба, английский торговец Гордон Томас Сэвэдж, предложил сменить розовые цвета на красные и купить комплект, похожий на тот, в котором играла команда его родного города – «Ноттингем Форест».
Красный? Откуда тогда взялись полоски?
Вместе с заказом Сэвэдж отправил в Англию розовую форму «Ювентуса». Та настолько выцвела, что на фабрике ее приняли за белую и решили, что итальянцы хотят белые футболки. В наличии была только бело-черная форма «Ноттс Каунти» – 15 таких футболок поехали в Турин. Отступать было некуда – начинался чемпионат, и «Юве» пришлось стать «бьянконери». Впервые в новых цветах туринцы сыграли в 1903 году.
«Ювентус» дошел до финала чемпионата, а в сезоне-1904/05 взял первое в истории чемпионство. В Турине решили, что бело-черная форма приносит удачу, а в официальной истории «Ноттс Каунти» появились такие слова:
«Ювентус» теперь носит наши майки, с агрессивными и сильными цветами. «Ноттс» помогли создать один из величайших клубов мира. Форму «Ювентуса» сразу узнают во всем мире».
В 2011-м «Ювентус» провел товарищеский матч с «Ноттс Каунти» в честь открытия нового стадиона. Сыграли вничью – 1:1.
Розовый возвращается впервые?
Нет. В розовом «Юве» играл в честь 90-летия и 100-летия клуба, розовой была футболка запасного комплекта в сезонах 2003/04, 2011/12 (в сезоне-2012/13 он стал третьим) и 2015/16. А в сезоне-2004/05 на выездной форме «Ювентуса» были розовые и черные полоски.
Долго еще «Юве» играть в adidas?
«Ювентус» и adidas договорились о сотрудничестве в 2013-м, шестилетний контракт вступил в силу перед сезоном-2015/16 (до этого туринцы 12 лет играли в Nike). В сезон «Юве» получал фиксированные 23,25 миллиона евро плюс шесть миллионов за то, что adidas взял на себя реализацию продукции. Соглашение с Nike приносило почти вдвое меньше.
Весной 2015-го контракт пересмотрели. «Ювентус» отказался от шести миллионов и начал сам продавать мерч, создав компанию Juventus Merchandising. Adidas продает линейку в своих магазинах и не делится доходами с «Юве». «Ювентус» закупает у adidas партии своей же формы и реализует их в клубных магазинах и через интернет. По итогам сезона-2017/18 туринский клуб заработал 16 миллионов вместо гарантированных шести. По прогнозам эта цифра будет только расти.
В декабре 2018-го «Юве» и adidas продлили контракт до июня 2027 года. Фиксированные выплаты теперь составляют 51 миллион евро за сезон.
Правда, что прозвище «Гоббы» связано с дизайном формы?
«Гоббы» – gobbi, с итальянского «горбуны».
О происхождении прозвища в своей книге «Тысяча и одна история о великом «Ювентусе», которые вы должны знать» рассказал Клаудио Моретти.
Все дело в форме на сезон-1957/58. «Ювентус» одним из первых в Италии начал играть в футболках, которые больше напоминали широкие рубашки. Спереди был глубокий V-образный вырез, и когда игрок бежал, футболка вздувалась на спине от ветра. Напоминало горб – отсюда и взялось прозвище.