Генри Мортон в своих “Прогулках по Северной Италии” писал: “Из всех городов, что я видел в Италии, Верона дала мне величайшее наслаждение. Элегантный, красивый город. Он не слишком велик, но и не мал”. Спустя почти полвека автор этих строк смог убедиться в правоте английского писателя: гуляя по улицам, вымощенным розовым мрамором, не спеша любуешься городом; а самое прекрасное - то, что ты ему ничего не должен. В Вероне нет сотни мест, которые нужно непременно посетить, нет толп туристов, штурмующих неприступные храмы, но в тоже время есть все. Есть свой Колизей. Он древнее римского, и время от времени собирает достопочтенную публику на оперные фестивали. Есть своя Легенда, которая притягивает миллионы влюбленных сердец со всего мира. Есть своя ратушная площадь с ресторанами, в одном из которых гостю города непременно нужно выпить местный коктейль “Шприц”.
Все знают, что домик Джульетты не настоящий, но зато кровать из знаменитого фильма Франко Дзеффирелли подлинная. Впрочем, мы уже несколько увлеклись лирическими воспоминаниями и совсем забыли о футболе. Нельзя сказать, что местные жители на нем помешаны, ведь времена великой “Вероны” Пребена Элкьяера давно позади, да и сам клуб, четверть века назад бывший чемпионом Италии, ныне влачит весьма жалкое для своего громкого имени существование. Тем не менее, футбол в городе не умер, и “Стадио Бентегоди”, реконструированный к чемпионату мира 1990 года, все еще принимает матчи серии А. Вот только хозяева поля уже не те гордые коренные веронцы, а их извечные соперники из “Кьево”. Первые считают последних едва ли не плебеями, людьми, укравшими у них цвета и родной стадион, но в 21 веке город на реке Адидже представляет в высшем итальянском обществе именно “Кьево”.
Вот уже десять лет почти каждый год, за исключением того сезона, когда “Кьево” ненадолго вернулся в серию B, мы являемся свидетелями одного и того же волшебства – другим словом это и не назовешь. Все заинтересованные стороны совершенно уверены в том, что на этот раз упрямые “ослики” уж точно покинут высший итальянский дивизион. В различных рейтингах зарплатных ведомостей, составляемых, как правило, в августе, именно веронцы чаще всего оказываются на последних строчках. Но это совсем не графа “Итого”. А потом происходит маленькое чудо: начинается сезон, и “Кьево” с элегантной легкостью решает задачу сохранения прописки в высшей лиге, а иногда, время от времени, даже забирается достаточно высоко. Так получилось и в этом году: прошло уже 32 тура, в опасной близости от зоны вылета находятся такие клубы, как “Фиорентина”, “Дженоа” и “Парма”, а веронцы занимают почетное девятое место, едва уступая одной из главных сенсаций этого года – “Катанье” Винченцо Монтеллы.
В чем же секрет успеха этой фантастической выживаемости “Кьево”?
ПРЕЗИДЕНТ
Львиную долю комплиментов, безусловно, заслуживает президент клуба, которым вот уже два десятка лет является Лука Кампеделли. Он и сейчас, в свои 44 года, выглядит достаточно молодо, а в 1992-м году, когда он впервые возглавил веронцев, и вовсе казался белой вороной среди президентов других клубов, которые были людьми солидного возраста. Впрочем, тогда, в начале 90-х, о скромном веронской клубе еще мало кто слышал, и слава придет к Кампеделли только спустя десять лет, когда его команда, которую тренировал тогда Луиджи Дельнери, наведет шорох в серии А. Пресса в тот год иронизировала на тему того, что молодой президент с внешностью отличника (в жизни, кстати, он страстный болельщик “Интера”) был весьма озадачен сверхуспешным дебютом команды и не очень понимал, где ему искать средства для развития проекта. Интересно, что в России кто-то додумался написать о призовых, которые якобы должен был выплачивать Кампеделли своим футболистам. Слава богу, что подобного позорного явления никогда не было и нет в итальянском футболе.
Однако, несмотря на почти показную бедность, “Кьево” – один из немногих итальянских клубов, который даже в самый разгар первого финансового кризиса кальчо начала нулевых годов, полностью выполнял все свои обязательства. Они не швыряются деньгами, не залезают в долги, и можно быть уверенным, что каждый евро, который Кампеделли и его команда готовы потратить на клуб, оправдан. Не случайно, взлет “Кьево” по времени совпал с такими печальными событиями, как разорение “Фиорентины”, “Пармы” и хозяев “Лацио”. В тяжелую годину итальянские клубы тянули именно такие аскетичные персоны, как нынешний президент “Кьево”.
ТРЕНЕР
Доменико Ди Карло, главный тренер команды, в прошлом сезоне отправлялся на повышение в “Сампдорию”, но эта командировка не принесла удачи ни тренеру, ни генуэзскому клубу. Год назад в Вероне его подменял Сильвио Пиоли, который после возвращения Ди Карло ушел в “Палермо”- не в самое теплое местечко для итальянских алленаторе. В этом и состоит уникальная особенность “Кьево”: эта команда служит хорошим плацдармом для тренеров, но, при случае, не считает для себя зазорным принимать их назад. Здесь не сжигают мостов и очень любят гордиться успехами людей, которые еще недавно защищали цвета клуба. Так было с Луиджи Дельнери, так случилось и с Доменико Ди Карло - оба возвращались, и их всегда с теплотой принимали как тифози, так и руководство. Про самого Ди Карло хорошо известно, что он является учеником другого знаменитого тренера из региона Венето - Франческо Гвидолина. Именно под его руководством он играл в “Виченце” и выиграл едва ли не свой самый значимый трофей в карьере – кубок Италии. В той команде роль Ди Карло трудно переоценить: он был “хребтом” команды, лидером ее полузащиты. Обычно из таких неприметных игроков середины поля и вырастают в дальнейшем хорошие тренеры, а некоторые из них со времен даже становятся великими. Правда, относительно величия Ди Карло есть определенные сомнения, скорее он просто крепкий, сложившийся специалист со своей системой игры. Такие никогда долго не остаются без работы, на таких всегда будет спрос. Но их удел - часто менять места работы и годами безрезультатно ждать приглашения от суперклуба. Последнее часто невозможно, ведь хозяева клубов больше любят модных специалистов, к которым не принадлежит ни Ди Карло, ни его учитель Гвидолин. В этом они, безусловно, похожи. Но вот дальше начинаются различия.
Тренер “Кьево” после своих тактических экспериментов в “Сампдории” сейчас вновь вернулся к проверенной еще в “Парме” расстановке 4-3-1-2. При этом роль “единички” как правило выполняет француз Сириль Теро, который часто позиционно занимает место “оттянутого форварда”. На флангах Ди Карло предпочитает играть довольно активно, возможно, памятуя о временах в Генуе, где его линейная тактика была доведена почти до абсурда. Однако в “Кьево” еще со времен Дельнери принято играть именно таким образом.
ЛИДЕРЫ
Отличительной особенностью “Кьево” является тот факт, что явных лидеров, в общепринятом понимании этого слова, в команде нет. Более правильным будет утверждение, что в команде царствует хорошо известный принцип социализма: “От каждого по способности..”. Действительно, если посмотреть на статистику, то даже среди форвардов, самой эгоистичной позиции современного футбола, нет кого-то одного, которого можно было бы выделить. Капитан команды Пеллиссье и француз Теро забили по 6 мячей в этом сезоне. Немногим меньше отличились Палоски и Москарделли (по 4 раза). Все это еще раз доказывает, что истинная сила “Кьево” в коллективизме. Тем не менее, есть ряд футболистов, которых, все-таки, следует выделить и поговорить о них отдельно.
Вот уже четвертый сезон ворота клуба защищает Стефано Соррентио. В настоящий момент именно вратарь “Кьево” является лидером команды по оценкам прессы. Интересно, что отец Стефано -Роберто, тоже был когда-то голкипером. Правда, в серии А он так почти и не поиграл, но зато стал довольно востребованным тренером, одно время даже тренировавшим стражей ворот в самом “Ювентусе”. Вообще, манера игры Соррентино подкупает своей надежностью, и, кроме того, он является одним из главных специалистов в серии А по отражению одиннадцатиметровых ударов. Естественно, что для скромного веронского клуба, в ворота которого часто назначаются пенальти, это умении очень ценно.
Краса и гордость “Кьево” – опорные полузащитники Лука Ригони и Майкл Брэдли. В этом сезоне оба играют особенно удачно, что для Ди Карло, который всю свою карьеру в бытность игроком провел на этой позиции, крайне важно. Ригони, который как и Соррентино, играет в Вероне четвертый сезон, когда-то даже вызывался в молодежную сборную Италии. Что касается Майкла Брэдли, то этот американец уже обратил на себя внимание общественности и, скорее всего, после этого сезона будет выгодно продан в серьезный клуб. Только бы этим “серьезным” клубом не оказался питерский “Зенит”. Многие эксперты уже сегодня предрекают Брэдли большое будущее.
Говоря о “Кьево”, нельзя обойти вниманием и ее капитана, Серджио Пеллиссье, которому недавно покорился рубеж в 100 мячей в матчах серии А. Сегодня этот футболист стал уже настоящим символом команды, и что-то новое рассказать про него становится все труднее. Серджио уже не молод, все чаще он, исходя из тактических соображений, играет в подыгрыше. Но мы-то знаем, что в Италии часто такие игроки после тридцати лет проводят свои лучшие сезоны. Пример Антонио Ди Натале из “Удинезе” многих вдохновляет.
На что может претендовать “Кьево” в перспективе? В этом году любое место выше десятого станет отличным результатом. Возможно, выгодная продажа лидеров поможет Кампеделли и его помощникам “сверстать” приличный состав и на следующий сезон. Таковы реалии жизни, и веронцы как никто другой, привыкли трезво смотреть на жизнь, привыкли не грезить о несбыточном и никогда не обольщаться достигнутыми результатами. Сегодня ты на коне, я хотел сказать на осле, а завтра ты - лишь воспоминание. Кому, как не “Кьево” понимать эту простую истину, ведь перед глазами у всех пример их несчастных соседей. Зачем грезить о еврокубках, о Лиге чемпионов, когда столик в кафе на Piazza delle Erbe уже заказан и il cameriere уже несет порцию “Шприца”? Можно было бы заказать и бутылку местного prosecco, но это лучше сделать в конце сезона, не самого плохого сезона “Кьево” в серии А за последние 10 лет. Cin cin!