Маурицио Дзампарини заманил в свои сети новую жертву – со следующего сезона «Палермо» будет тренировать Джузеппе Саннино. Трудно назвать 55-летнего тренера перспективным, но, тем не менее, он именно таков – сейчас в Италии, возможно, нет более умного и грамотного специалиста. Но сделал ли Саннино правильный шаг, согласившись на сотрудничество с одним из самых неординарных и непредсказуемых президентов в итальянском футболе?
На сегодняшний день Джузеппе Саннино полностью готов стать одним из лучших итальянских тренеров. Это медицинский факт – в каждой своей команде Беппе добивался успехов, и единственная причина, по которой до прошедшего сезона о нем толком и не слыхивали, кроется в его преданности низшим дивизионам. Саннино с маниакальным упорством оттачивал свои навыки и умения на середняках и аутсайдерах низших серий, постепенно ставя их на ноги и достигая серьезных результатов – на его счету не одно повышение из одной серии в другую.
Только к 55 годам он вызвал интерес к своей персоне у хороших итальянских клубов – толчок дал первый же успешный сезон в серии А – Саннино уверенно оставил в компании сильнейших «Сиену» с ее откровенно «вылетающим» составом. Кого до этого мог заинтересовать персонаж, всю жизнь проведший в футбольных болотах? У Саннино нет ни богатой родословной, ни каллиграфических записей в трудовой книжке, однако он олицетворяет собой тренерский прогресс.
«Козенца», «Лекко», «Пергокрема», «Варезе» - пожалуй, только полоумный функционер мог бы рискнуть пригласить в свою команду человека, в жизни не видавшего футболиста стоимостью более пятисот тысяч евро. А ведь сейчас тот, кто решился бы на такой шаг, мог пожинать плоды дальновидного решения и слыть прекрасным стратегом. Уже после сезона 2010/11 Саннино был полностью готов к должности в серьезном клубе серии А.
Судите сами – ведомый им «Варезе» едва не вышел в высшую итальянскую лигу, лишь в матчах плей-офф уступив «Падове». В команде не имелось ни одного известного футболиста (на повышение ушли лишь Пизано в «Палермо» и Кароцца в «Аталанту»), но она умудрилась пропустить меньше всех – всего 34 гола в 42 матчах. И именно этот показатель – ярчайшая иллюстрация тренерского стиля Саннино.
Беппе очень и очень осторожен, он аккумулирует в себе самые застарелые и стремительно вымирающие заповеди итальянского футбола – оборона крепче гранита, результат – превыше всего остального. Что в «Варезе», что в «Сиене» игра строилась от своих ворот. Классические 4-4-2 без особых отступлений от оборонительной нормы – вот кредо Саннино. Свои умения выстраивания непроходимой защиты он довел до автоматизма еще лет пять назад, и теперь только «скачивает критические обновления» и вносит корректировки в скудные атакующие действия. Атака его команд довольно примитивна, но эффективна – в прошедшем сезоне абсолютный максимум был выжат из списанного в утиль Калайо и пока еще неокрепшего Дестро.
То, что перст Маурицио Дзампарини указал именно на Саннино, вполне объяснимо с игровой точки зрения, ведь «Палермо» в этом году славился не только провальной игрой на выезде, но и совершенно дырявой обороной (62 пропущенных мяча, больше получили только «Дженоа» и «Новара»). Образно говоря, покупая Саннино, ты покупаешь надежность и ясность, но без гламурных изысков – словно бы отказываешься от блестящего хрома Хаммера в пользу легендарного замызганного Форда Бронко. Определенно, Саннино поставит игру «Палермо» в обороне, загерметизирует все щели и с помощью старого знакомого Эроса Пизано выправит ситуацию с игрой на своей половине поля.
Если дело не пойдет с первого тура, Дзампарини быстренько выдаст тренеру обходной лист.
Но что будет с атакой? Дзампарини всегда требует как результата, так и яркой игры. Сейчас у него нет ни того, ни другого, а с Саннино «Палермо», скорее всего, не станет играть красивее и разнообразнее. Беппе, ставя подпись под контрактом, загоняет себя в угол, и у него не остается никаких путей к спасению – если дело не пойдет с первого тура, Дзампарини быстренько выдаст тренеру обходной лист, а если розанеро начнут набирать очки, лишь изредка покидая крепость у своих ворот, это может быстро наскучить импульсивному президенту.
Особенный трагизм ситуации придает то, что в случае неудачи с «Палермо» Саннино сильно рискует навсегда выпасть из седла и весь остаток карьеры провести в спасениях от вылета какого-нибудь очередного «Лечче». На данный момент союз Дзампарини и Саннино выглядит очень неудачным. Фактически, тренер обречен на увольнение, после которого ему придется заново выстраивать свою репутацию. В этом смысле гораздо правильнее и логичнее было бы взяться за подъем «Фиорентины» - говорят, фиалки выходили на Саннино, но тот предпочел сыграть в русскую рулетку, взяв револьвер с одним патроном из рук Дзампарини.
Да что уж тут, надежнее и безопаснее для Беппе был бы абсолютно любой другой вариант, кроме «Палермо» - впервые в своей карьере он рискует, и сходу идет ва-банк. В течение десяти лет он кропотливо работал и осторожно прощупывал свои будущие места работы, нежно заботясь о своем развитии, а сейчас, видимо, вспомнил, что жизнь накручивает шестой десяток, и на раздумья времени в обрез. Впервые в тренерской практике ему предстоит работать с поблескивающей над головой гильотиной.
Кстати, вместе с Саннино в «Палермо» перебирается спортивный директор «Сиены» Джорджо Перинетти, а Дзампарини анонсирует эти назначения как «начало новой эры «Палермо». Абсолютно неизвестно, что подразумевается под этой самой новой эрой, возможны самые разнообразные варианты – то ли «Палермо» желает перейти на режим экономии и Саннино на ведение трансферной кампании будут выделены гроши (потому как и за три копейки он найдет человека, способного стать столпом обороны), то ли сам Дзампарини устал от всей футбольной возни с нетерпением желает наконец-то полностью доверить ведение дел двум грамотным специалистам.
Во второй вариант, честно говоря, верится с трудом, ведь совсем недавно уже почти 72-летний Маурицио объявлял, что в сезоне 2012/13 будет тренировать «Палермо» самостоятельно. Заявление, конечно, было шуткой, но в нем заключена и вся правда сицилийского клуба – покой к тамошним сотрудникам приходит только во сне. Если, конечно, удается заснуть.