Франко Барези: футбольный долгожитель «Милана» на позиции либеро

Франко Барези
Франко Барези

Читай историю одного из самых великолепных защитников Серии А и мирового футбола, который своей игрой заставил по-новому оценить оборону в Италии.

Франко Барези
Франко Барези

 Говорить о Франко Барези — значит говорить об одном из лучших защитников в истории футбола и вообще об одном из величайших игроков в этом виде спорта (15-е место в сотне лучших за все время, составленной английским журналом «FourFourTwo»). Но прежде всего это значит рассказать о роли, которой в современном футболе больше нет, — либеро, происхождение которой связано с катеначчо, появившимся в Швейцарии в 1930-х годах благодаря австрийскому тренеру Карлу Раппану.

Чтобы компенсировать техническую и физическую слабость швейцарской команды, рассказывает Джонатан Уилсон в книге «Перевернутая пирамида», Раппан принял систему, получившую название «верру», что в переводе с французского означает «болт» или «катеначчо», которая представляла собой эволюцию старой системы 2-3-5:

«Вместо того чтобы центральный полузащитник отходил назад между двумя защитниками, — поясняет Уилсон, — два полузащитника отходили на фланг. Оба защитника становились центральными защитниками: если соперник атаковал справа, то тот, кто находился справа, двигался к мячу, а другой прикрывал зону сзади, и наоборот.

Таким образом, появилась возможность всегда держать сзади свободного игрока — verrouller, как его называли журналисты того времени, или libero (либеро), как его стали называть позже».

Отцом катеначчо в Италии считается тренер Джипо Виани, который благодаря этой системе и добился в 1947 году с «Салернитаной» выхода в Серию А, акцентировав внимание на ее оборонительном характере.

И снова обратимся к точному определению Уилсона: «Виани заставлял команду сидеть ниже, растягивая соперника, который был склонен выставлять больше игроков в атаке, но при этом становился уязвимым для контратак  технически более слабые команды начали понимать, что у них не будет шансов, если они будут атаковать соперника, полагаясь на серию индивидуальных дуэлей и поэтому вносили небольшие изменения, чтобы иметь свободного игрока сзади. Обычно опускался вингер (которого переименовали в «хавбека оборонительного плана», именно потому, что он возвращался, чтобы помочь защитникам), позволяя одному из защитников занять позицию за линией обороны».

Если поначалу эта стратегия применялась только в командах более низкого уровня, то в конце 1950-х годов, когда Виани пришел в «Милан» и выиграл Скудетто в 59-м, а затем в «Интер» Эленио Эрреры, который выиграл два Кубка европейских чемпионов в 1964-1965 годах, катеначчо стал применяться на высоком уровне.

Теоретически либеро, помимо обязанностей подстраховки, мог выдвигаться вперед (ведь при катеначчо в центральной зоне поля становилось на одного человека меньше), чтобы иметь, по сути, дополнительного пасующего в полузащите. Но за редким исключением, таким как Сантамария в 1960-е годы, Беккенбауэр в 1970-е, Крол и Пассарелла в 1970-1980-е, а также итальянцы Чера и Сциреа в тот же период, трактовка роли оставалась принципиально оборонительной и разрушительной.

Либеро занимал пространство за линией защиты и выходил на противодействие игроку с мячом, но вряд ли мог двигать мяч в нападение или вывести его на фланг, бросив в прорыв вингера. Чаще всего он «ограничивался» перехватом и, вернув себе мяч, отдавал его вперед ближайшему партнеру через короткий пас.

Франко Барези можно считать последним великим интерпретатором этой элиты «тотальных» свободных, величайшим итальянским либеро наряду с Гаэтано Скиреа благодаря качеству и глубине его игры.

Настала эра Франко Барези

Кратко охарактеризовать его игру можно так: Барези был последним защитником в защитной фазе и первым на мяче в фазе владения. И он прекрасно интерпретировал эти две фазы, передавая идею неодолимости, универсальности и безостановочности с мячом в ногах, что придавало ему почти мифологический ореол в Серии А.

У него нет ни элегантной осанки, ни аккуратной внешности Скиреа — уже в первые годы карьеры высокий лоб и вьющиеся волосы стали визитной карточкой Франкино, как его звали в то время, — его походка скорее излучает «мужественную гладиаторскую красоту», как писал в то время Джанни Брера, чтобы рассказать о либеро, одушевленном агонистической яростью, который на контрастах, особенно при забегании, выражал грубую силу, необходимую для воспитания лидерства на площадке и установления контакта с партнерами по команде и соперниками.

Он необыкновенно талантлив не только благодаря постоянству своих выступлений и долголетию (дебютировал в Серии А в 1978 году, в возрасте 18 лет, а ушел на пенсию в 1997 году), но и благодаря небывалому умению читать игру.

Талантливый кинорежиссер немец Вернер Херцог, объяснил его главное достоинство так непосредственно и выразительно: «Барези был лучшим, когда у него не было мяча, потому что он умел читать игру: он понимал, что будет происходить, и никогда не было другого такого игрока, который бы так хорошо понимал пространство физически, как он, действительно сенсационно. Мне бы очень хотелось, снимая свои фильмы, быть тем, кто может понять сердце человека и пространство, как амазонка, так же, как Барези понимал игру».

Ментальное и техническое превосходство Барези в игре выражалось в умении предугадывать действия соперника и принимать неинтуитивные и даже нецелесообразные решения. Нередко он покидал свою позицию, чтобы выйти на игрока с мячом, рискуя нарушить защитную линию и систему разметки, но при этом двигался настолько решительно и быстро, что казался силой природы, которая почти неизбежно отберет мяч у соперника.

Именно поэтому защитник, который за свою карьеру надел только две футболки — «Милана» и национальной сборной (всего 800 выступлений), был игроком с практически невоспроизводимым стилем, способным постоянно оказываться между мячом и воротами.

Неповторимый стиль Франкино

Барези вошел в историю благодаря своим подкатам, а в период Сакки — поднятой руке, фиксирующей офсайд. В основном он выполнял подкаты сбоку для противодействия игроку на фланге перед кроссом или для отражения кросса. Он опускался на обе стороны в основном правой ногой, своей любимой, а в захватах, где он не опускался на землю, использовал и левую.

Он открывался в центре не только для того, чтобы прикрыть защитника и тем самым предотвратить выход на поле крайнего игрока соперника, но и потому, что из-за слишком «нормального» для защитника роста — 1 м 76 см — игра в воздухе не была его сильной стороной (однако даже там его умение читать траектории помогало ему приходить первым на многие высокие мячи), и он предпочитал вмешиваться до того, как мяч был поднят в воздух.

Если ему не удавалось пройти по широкой траектории, он занимал позицию у первой стойки или, наоборот, прикрывал выход игрока на краю зоны. Его подход к отбору мяча один на один был, как сегодня говорят, упреждающим, в том смысле, что именно Барези обычно делал первый ход и атаковал мяч еще до того, как соперник успевал его принять или подумать о прицельном ударе.

В любом случае Барези принимал своеобразную позу: корпус развернут относительно близко к сопернику, а туловище почти вертикально. Если игрок с мячом переходил на сторону, противоположную той, к которой он стоял, Барези мог позволить себе роскошь повернуться к нему спиной, не теряя визуального контакта с мячом, даже в таких моментах всегда умея прочитать намерения соперника.

Лучше понять взрывной характер Барези и его видение игры в таких ситуациях помогает эпизод из полуфинала чемпионата мира 1990 года, в котором Италия по пенальти уступила Аргентине.

Джусти ввел мяч в глубину, поставив Бурручагу и Каниджу в положение для игры 2 против 1 с Барези. Либеро «адзурри» вышел на Бурручагу, когда тот собирался принять мяч, но 7-й номер опередил его, передав мяч Канидже ударом головой. Но Франко догнал и обезоружил оппонента! Главное качество Барези — ускорение, — говорил тогда тренер Сакки по легкой атлетике Винченцо Пинколини, — он обладал способностью развивать максимальную скорость на очень небольшом пространстве».

Несмотря на не самое крепкое телосложение, Барези обладал силой грузовика, мог буквально выносить соперников, не уступая, и играть на сумасшедшем тайминге, что позволяло ему совершать отбор без малейшего риска фола.

Барези — реджиста!

Идеальное действие Франко Барези — это то, когда он выходит на опережение или бежит к воротам, догоняя игрока на скорости, завладевает мячом и начинает атакующее действие.

Барези был одним из лучших в спорте преобразователей защитных действий в атакующие, не просто опираясь на ближайшего партнера по команде, а активно участвуя в продвижении мяча. Когда за линией мяча находилось много людей, а перед ним было свободное пространство, Барези без колебаний ускорялся и переворачивал газон дриблингом со стремительностью и скоростью тасманского дьявола из мультфильма «Луни Тюнз».

Он вел мяч вертикально, выбрасываясь на открытое пространство. Это был наиболее эффективный путь раскрутить атаку, причем соперники каждый раз казались удивленными, как будто это было неожиданное событие, которому они не могли противостоять. Причина довольно простая — в эпоху до Сакки, характеризующуюся смешанной зоной обороной (развитие катеначчо, которое, однако, оставалось привязанным к позициям футболистов на поле), было трудно организовать прессинг и таким образом перехватить игрока с мячом, который выходил за рамки своей роли на поле. Так Барези смешивал карты сопернику, создавая опасные моменты лишь своим подключением из глубины.

Когда мяч был у него в ногах, его техническое и аналитическое мастерство выражалось в умении вести его быстро. На стороне Барези были исключительные спринтерские качества и длинные рывки, а также отличная устойчивость и хорошая подвижность в боковых перемещениях по полю. Он легко смещался во фланги, уводя из центральной зоны соперника. А туда уже врывались форварды сборной или его любимого Милана! Но завершать атаки Барези умел — за свою карьеру он забил «всего» 34 гола, из которых 22 — с пенальти.

Несмотря на то, что Барези не был полузащитником, он был отличным пасующим. Иногда он вынужденно ошибался в длинных передачах, но это объяснялось тем, что в его время длинный первый пас был не вариантом поиска человека на грани офсайда, а средством избежать потери владения мячом вблизи собственных ворот. Более того, в «Милане» начала 1980-х годов и в Италии Вичини Барези был одним из самых ответственных в плане точности передач. Любопытно, что он отлично владел обеими ногами и пасовал примерно одинаково.

Барези выступал в роли мультипликатора линий передачи как с мячом, так и без него. Когда он оказывался при ведении мяча открыт, то при отсутствии партнеров для короткой перепасовки выбирал диагональный заброс, или, наоборот, входил в блок полузащиты соперника, чтобы перетянуть на себя одного или нескольких человек и освободить партнера по команде на более продвинутой линии. Или, опять же, он будет двигаться, диктуя пас, открываясь на фланге или выдвигаясь вперед, чтобы помочь полузащитникам в контроле мяча и поиске свободных зон.

lvtroy.jpg

By Виталий П

Главный редактор

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *